Тема семинара с педагогами по экологическому воспитанию. Семинар-практикум экологическое воспитание детей в уголке природы. Принципы экологического воспитания

Педагогическая мастерская

«От экологии природы к экологии души»

Содержание:

    Блиц-тренинг:

    Упражнение-приветствие «Аллитерация имени»

    Сообщение правил работы.

    Упражнение –ассоциация «Экологическое дерево»

    Психологическое упражнение «Природа = человек»

    Игра на расслабление «Маленькие тайны природы» («Это интересно знать»)

    Шуточная игра «Концовки обманки» или «Доскажи словечко»

    Рефлексия.

Ход мероприятия:

    Вопрос экологического воспитания всегда был и остается актуальным на сегодняшний день. Научить детей с раннего возраста любить, беречь и охранять природу – основная задача педагога. А чтобы привить эти знания и, главное, заинтересовать ребенка педагогу необходимо самому много знать и уметь правильно все преподнести. И поэтому, сегодня, в нашей педагогической мастерской, я хочу затронуть тему экологического воспитания: поиграть, поразмышлять по данному вопросу и презентовать вам свою авторскую работу.

А чтобы достичь лучших результатов, я предлагаю придерживаться трех главных правил: быть активным, внимательно слушать и уважать мнение других. Согласны?

Для начала, давайте познакомимся поближе. Но знакомство у нас будет необычным. Каждый из вас должен придумать к своему имени прилагательное, которое начинается с той же буквы, что и его имя.

Давайте начну с себя: «Меня зовут обаятельная Оксана, а вас?»

Участники представляют себя.

Очень приятно с вами познакомиться. Я думаю, что эту игру, для сплочения коллектива, вы также сможете применить в своей практике.

2) Итак, мы открываем нашу педагогическую мастерскую «От экологии природы к экологии души».

Упражнение «Экологическое дерево»

С наступлением весны, когда природа вокруг оживает, мы намного сильнее понимаем, как важна экология природы, как важно донести детям, нашему будущему поколению, что экология природы и человека взаимосвязаны.

Сегодня я хочу предложить вам помочь расцвести нашему экологическому дереву. У каждого из вас на столах лежат стикеры-цветочки и стикеры-лучики. На цветах нужно написать ассоциации к слову «экология», озвучить и прикрепить к дереву. (природа чистота животные воздух земля лес человек растения вода планета жизнь охрана дом окружающая среда)

Но без солнышка, его солнечных лучей дерево завянет. Поэтому те, у кого стикеры-лучики, напишут на них формы работы с детьми по экологическому воспитанию . ( Занятия, экскурсии. КВН, викторины, конкурсы, проблемные ситуации, выставки, экспозиции, праздники, дидактические игры, наблюдения, поисково-исследовательская работа, экологическая тропа, практическая деятельность в природе; экологические сказки)

Работа с экологическим деревом.

Дошкольникам можно заменить слова-ассоциации картинками, из которых дети выбирают необходимые.

Наше экологическое дерево расцвело. И с помощью этих солнечных лучей, разнообразных форм работы, которые мы будем направлять, экология нашей планеты останется цветущей еще не один год.

3 ) Упражнение «Природа = человек»

А как дать ребенку это понять? Для этого я хочу предложить вам сравнить себя с любым природным объектом и ответить на вопросы: «Если бы вы стали этим объектом, то какого пола, возраста, были бы? Можете назвать его имя, характер или увлечения.»

Я предлагаю каждому столу выбрать один природный объект и озвучить его.

- Если человек заберет домой, что ты будешь чувствовать?

- Если закроют в клетке, понравится тебе или нет?

- Что ты испытаешь, если сломают твою ветку?

- Если тебя выбросит на берег, а люди бросят тебя обратно в воду, будешь ли ты им благодарна?

- Как ты будешь относится к людям, если они будут тебя подкармливать?

Карточки с изображениями природных объектов лежат на столах.

- Таким образом, сравнивая себя с кем или чем-либо, войдя в образ, ребенок понимает, что природа, как и человек, живет, растет, дышит, болеет, испытывает эмоции, что природа – это и есть человек.

У природы, как и у каждого человека, также есть свои маленькие тайны, которые мы с вами не знаем. Я предлагаю вам ответить на вопросы и раскрыть некоторые из них. А за каждый правильный ответ я хочу вам преподнести маленький весенний подарок. Так что я жду вашего активного участия.

1. Какой снег быстрее тает, грязный или чистый и почему? (Грязный, потому что солнце к темному припекает сильнее.)

2. Почему у березы молодые листочки клейкие ? (Смолистые вещества защищают листья от мороза.)

3. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей.)

4. Для чего птицам хвост? (С помощью хвоста птица управляет полетом, как рулем.)

5. Почему июнь называют месяцем тишины? (Птицы сидят на гнездах, высиживают птенцов.)

6. У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика.)

7. Какой зверь самый чистоплотный? (кошка.)
8. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

9. Кого называют листопадничками ? (Зайчат, родившихся осенью)

10. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

11. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

12. Какую траву любят кошки? (Валериана)

13. Лесной петух. (Глухарь)

14. Трава от 99 болезней. (Зверобой)

15. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

16. Почему Красную Книгу называют красной, а не зелёной? (Красный цвет –

сигнал опасности)

17. Зачем белке длинный и пушистый хвост? (Для «полетов» . Во время прыжков служит своеобразным парашютом-крылом. Кроме того, хвост – это руль, помогающий изменить направление полета при необходимости.)

18. У кого язык длиннее тела? (у хамелеона)

Я надеюсь, что сегодня для вас, хоть немножечко, приоткрылись некоторые маленькие тайны природы. Вы активно участвовали в этом задании, но давайте для создания весеннего настроения преподнесем эти цветы и остальным нашим участникам.

5 ) А сейчас я хочу предложить вам немного расслабиться и поиграть в шуточную игру «Концовки-обманки» или по-другому назвать «Добавь словечко».

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

Эта игра направления на развитие у детей прежде всего внимания и конечно немного расслабляет. А мы продолжаем.

6) В своей деятельности каждый из нас, для более эффективного усвоения материала, старается применить интересные, интерактивные, инновационные формы работы. Сегодня я хочу предоставить вам свою авторскую презентацию игры-тренажера по экологическому воспитанию «Волшебница-вода».

Эту презентацию я сделала для закрепления материала о воде в старшей группе. Итак, начинаем. А от вас я также жду активного участия.

Презентация

    Титульный лист «Волшебница-вода»

    Сегодня к нам в гости прилетела капелька. Она очень любит путешествовать и успела облететь всю планету. А вы знаете, как называется наша планета?

    Во время путешествия капелька увидела, что на Земле очень много…, а чего вы отгадайте: В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

    А вы знаете где живет вода на нашей планете? Давайте расскажем, а капелька нам покажет (в воздухе, воде, почве, в земле)

    Все мы знаем, что вода – это главный источник жизни на Земле. Давайте подумаем, что же может случится, если вода исчезнет.

А наша капелька, конечно же, нам подскажет.

    Засуха

Исчезнут водоемы

Все чаще будут происходить пожары

Завянут растения, не будет урожая

Животные останутся без воды

Рыбы умрут

    Давайте подумаем, а нужна ли человеку вода и для чего?

    Пить

Купаться

Стирать

Варить кушать

Мыть посуду

Убирать

- Посмотрите и скажите, правильно ли показала все наша капелька?

9. А кому еще, кроме человека, нужна вода?

Животным, растениям, рыбам, птицам, насекомым.

    Все мы понимаем, что без воды очень плохо, а как вы думаете сможет ли навредить вода и как?

    А капелька спешит уже на помощь.

Ливень, наводнение, можно утонуть в воде, град, снегопад, сосульки, туман.

    Вы знаете, что вода – настоящая волшебница. Она может превращаться, менять свое состояние. А какие состояния воды вы знаете? (жидкое, твердое, газообразное)

    Наша веселая капелька хочет поиграть с вами. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, где же спряталась капелька?

    Молодцы, давайте поиграем еще, будьте внимательными.

    И последний разочек. Раз, два, три, капельку ищи!

    Посмотрите на нашей лужайке пошел дождик. А вы знаете, почему вода не заканчивается ? (происходит круговорот воды в природе)

    Сегодня я хочу предложить Вам самим озвучить сказку, которую приготовила нам капелька.

(Хочу заметить, что ребята на предыдущих занятиях слушали эту сказку в исполнении воспитателя)

Одна маленькая веселая капелька жила вместе со своими сестрами в небольшом лесном озере. Жили они дружно и весело.

Однажды пригрело солнышко и влага с поверхности озера начала испарятся и подниматься вверх. Капелька оторвалась от своих сестер и устремилась вверх. Она превратилась в водяной пар и оказалась высоко в небе.

Там капелька встретилась с другими такими же капельками. Они образовали облако. Солнышко все припекало и припекало, а капельки все прибывали и прибывали. Облако значительно подросло и потемнело. Оно стало тучкой.

Там, высоко в небе, очень холодно. И капельки, чтобы согреться стали прижиматься друг к другу. Они снова из водяного пара превратились в воду, стали тяжелыми и упали на землю в виде дождя.

Наша капелька упала в небольшой ручеек, который подхватил ее и весело журча понес ее к лесному озеру, в который он впадал.

И в завершении презентации хочется только сказать:

Берегите воду!

Не умыться, не напиться без воды!

Листику не распуститься без воды!

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

- Подводя итоги, я хочу сказать, что без наглядного материала работа с детьми будет не такой эффективной.

7) На этом наша педагогическая мастерская закрывается.

И в работе пожелать хочу вам я -
Идей, энтузиазма и огня.

Я надеюсь, что вы почерпнули что-то новое для себя. А насколько интересно и познавательно вам сегодня было я предлагаю оценить с помощью стикеров на нашей доске.


«Не то, что мните вы, - природа.
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство, установить тесное сотрудничество между педагогами дополнительного образования.

Задачи:

1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии.
2. Показать различные формы творческой работы, применяемые при решении задач экологического воспитания.
3. Развивать творческий и познавательный интерес у педагогов.
4. Воспитывать любовь к природе.

План семинара-практикума:

1. Теоретическая часть:

Доклад «Экологическое воспитание в условиях детско-подростковых клубов» (Искиндирова Г. Б.)

Доклад «Экологическое воспитание на примере ДПК «Балдырған».

2. Практическая часть

2.1. Экологический тренинг для педагогов.
2.2. Игра «Ассоциации».
2.3. Песня «Дорогою добра».
2.4. Решение педагогических ситуаций.
2.5. Экологическая притча.
2.6. Экологическая сказка «Айболит и все - все - все...».
2.7. Решение экологической задачи.
2.8. Игра «Сидячий круг среды обитания».
2.9. Песня «Раненная птица».
2.10. Блиц-конкурс «Как растения и животные погоду предсказывают»
2.11. Игра «Угадай фрукты по запаху с закрытыми глазами».
2.12. Игра «Угадай чья веточка».
2.13. Фрагмент игры «Тайны природы».
2.14. Песня «Прекрасное далеко».
2.15. Творческая мастерская «Должны розы зацвести».
2.16. Песня «Изгиб гитары жёлтой».

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Творческий подход в решении задач экологического воспитания».

Теоретическая часть:

Доклад «Экологическое воспитание в условиях детско-подростковых клубов» (приложение)

Доклад «Воспитание экологической культуры в условиях ДПК «Балдырған»

Практическая часть:

В начале практической части нашего семинара я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

Экологический тренинг (под звуки леса)

Закройте глаза и представьте себе, что вы сейчас находитесь в лесу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Вы вдыхаете его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо вами гордо кружатся птицы. Вам хорошо и приятно. Вы очень рады, что встретились с удивительным миром природы. Вы хотите жить в мире с природой. Тишина, слышно только пение птиц, шелест листьев, журчание реки. Покой и умиротворение в природе и вашей душе. Красота! Откроем глаза и мы снова в нашем клубе.

Песня «Дорогою добра».

Игра «Ассоциации».

Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации» (вхождение в тему), люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие? (приложение № 1)

Попробуйте подобрать ассоциации эко¬логического содержания к кому-либо из коллег, не называя его.

Ассоциации экологического содержания:

Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас:

  • со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
  • с природным явлением;
  • с животным (зверь, птица, насекомое);
  • с растением (дерево, кустарник, цветок);
  • с минералом.

Пять-шесть педагогов составляют рассказы, остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь.

Решение педагогических ситуаций.

Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания детей.

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздается каждой команде по 2 ситуации приложение № 2)

Педагоги выполняют задание. Дается время на обсуждение мнений.

Экология. «Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и с окружающей средой».
Чтобы перейти к следующему блоку нашего семинара мне хотелось бы вам зачитать притчу:

«Человек увидел, как злой серый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас ягненка. Потом он увидел, что прожорливый, ненасытный ягненок уничтожает красивую изумрудную траву. Он убил ягненка и спас траву. Потом он вырвал эту сорную траву за то, что она сосет соки из земли. Затем он поразился тому, как уродует пейзаж грязная черная земля без травы, и все заасфальтировал. А потом задумался: чтобы еще сегодня сделать такого доброго и хорошего».

Данная притча показывает силу антропогенного вмешательства в природу.

Педагог профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Поэтому в своей работе мы часто используем экологические сказки, одну из них предлагаю посмотреть.

Экологическая сказка «Айболит и все-все-все». (Видео)

По данной сказке мы видим, что глобальные экологические проблемы: Чернобыльская катастрофа, гибель Арала, отравленные ядами химических предприятий реки, загрязненный воздух, исчезающие леса не произошли сами по себе. И здесь антропогенное воздействие на природу. Я предлагаю участникам решить экологическую задачу:

Экологическая задача: По переписи населения за 2012 год в нашем городе проживает 205 тысяч человек. Если каждый выкидывает в день 1 кг мусора, сколько мусора выкидывается в день в городе? В месяц? В год?

(Решение: 205000 в день, 205000* 30= 6.150.000 за месяц, 6150000* 12= 73.800.000 кг за год).

Для правильного понимания проблем экологии важно рассматривать ок¬ружающий мир с точки зрения взаимосвязи живых организмов между собой и с окружа¬ющей средой. Лучше всего это делать во время проведения экскурсии на природу. Прежде всего, необходимо обратить вни¬мание детей на условия, без которых дан¬ный вид не может существовать, на его связь с окружающей средой и её обитателями. На¬пример, простой пример цепи питания в природе мы можем проследить по игре «Сидячий круг среды обитания».

Игра «Сидячий круг среды обитания».

Участники получают карточки: «Заяц», «Пища», «Вода», «Жилище». Заяц берет за руку человека с карточкой «Пища», вместе они находят «Воду» и затем «Убежище». Все участники плотно встают в круг плечом к плечу, затем поворачиваются, чтобы видеть затылок впереди стоящего. По команде все садятся на колени друг друга и, подняв руки вверх, начинают передвигать сначала все левую ногу, затем все правую и так круг движется как одно целое. Но вот произошла катастрофа - загрязнилась вода! Вся вода покидает круг. Что случилось со средой обитания?

Песня «Раненная птица».

Блиц-конкурс «Как растения и животные погоду предсказывают»

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаю вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  • Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде).
  • Стрижи, ласточки низко летают - (дождь предвещают).
  • Собака катается по земле, мало ест и много спит - (к вьюге).
  • Если утром трава сухая - (к вечеру ожидай дождя).
  • С утра лютики распустились и остались раскрытыми весь день - (к хорошей погоде).
  • Аромат цветов усилился - перед дождем.
  • Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию).
  • Ворона кричит зимой - (к метели).
  • Лягушки квакают - (к дождю).
  • Воробьи в пыли купаются - (к дождю).

Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?

Игра «Угадай фрукты по запаху с закрытыми глазами».

Яблоко, апельсин, банан, киви, груша. Участник с закрытыми глазами угадывают на запах.

Игра «Угадай чья веточка».

Участники берут пронумерованные веточки, ощупывают, нюхают, пробуют на вкус и определяют название растения.

Фрагмент экологического мероприятия «Тайны природы» проведем с применением интерактивной доски. Станция «Эколог». Задания на слайде, а участникам нужно выбрать категорию и назвать номер вопроса, указывающий количество баллов. Категории: «Знатоки родной природы», «Их нужно спасти», «Маленькие тайны природы», «Лесная аптека».

1. Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)
2. Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.)
3. Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, она содержит лимонную кислоту.)
4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает людям? (Валериана. Капли и настои валерианы употребляют при бессоннице).
5. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох сфагнум, или торфяной мох. Мох хорошо впитывает и содержит дезинфицирующее вещество.)

1. В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его детёныши рождаются голыми, зато потом щеголяют в рыжих пушистых нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка)
2. Почему, особенно весной, в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, жечь костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей - искать укромные места.)
3. Этого жучка издавна называли «солнышко». Он красненький и кругленький, очень безобидный, никому не опасен, кроме тли. На сгибах ножек у него появляется жидкость, похожая на молочко, что и натолкнуло людей на мысль о названии этого жучка. (Божья коровка)
4. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берега, защищает от излишнего испарения воды.)
5. Кто не удивляется их трудолюбию и терпению! Ежегодно они могут приносить в свой дом килограмм всякой добычи, около 1000 000 насекомых. Этим они полезны лесному хозяйству. Но они разводят как пастухи массу тлей - в этом их вред, который, однако, мал по сравнению с пользой. (Муравьи)

1. Довольно крупная птица, массой 23-33 гр., с коротким толстым клювом на голове черная шапочка, у самца грудь и часть брюшка красного цвета. (Снегирь)
2. Эта птица массой от 300 до 350 гр., размером с грача. Черного цвета с красной шапочкой на голове. Клюв прямой, крепкий, приспособленный к дроблению древесины. (Дятел).
3. Блестяще - черная сверху, с ярко - белой поясницей, низ тела полностью белый. Поселяются колониями. Гнезда лепные крепят к зданиям в виде неполного полушария. (Ласточка)
4. Дневная птица. Населяет степи, полупустыни, пустыни. Крупная (масса от 1 до 18 кг.), плотного телосложения. Окрас пестрый, присутствует рыжий, серый и белый цвет. А голове хохолок. Клюв длинный, крепкий, заостренный на конце. Хорошо летает, бегает и много ходит, почти безголосая. (Дрофа).
5. В Казахстане гнездится в лесостепной зоне. Величиной с воробья масса 18 - 26 граммов. У самца оперение многоцветное, голова серо - стальная, спина коричневая, поясница желто - зеленая, грудь вишневого цвета. Поют громко. Первые трели выводят четко - зябь, зябь. (Зяблик)

Песня «Прекрасное далеко».

Творческая мастерская: коллективная работа из бисера «Должны розы цвести».

Песня «Изгиб гитары жёлтой».

Вот и подошёл к концу наш семинар-практикум. Я надеюсь, что вопросы, затронутые на семинаре-практикуме, не оставили никого из вас равнодушным и способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.

Список используемой литературы

  1. Александрова Ю. Н., Ласкина Л. Д., Николаева Н. В. /Юный эколог. [Текст]. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
  2. Ганичкин А. /Любимые домашние цветы [Текст]. - Москва: Оникс, 2006. - 80 с.
  3. Калецкий А. А. /Калейдоскоп натуралиста [Текст]. - Москва: Оникс, 2011. - 54 с.
  4. Коробцова З. /Лекарственная аптека [Текст]. - Москва: Панорама, 2009. - 98 с.
  5. Лучич М. В. /Детям о природе [Текст].- Москва,1998. - 130 с.
  6. Молодова Л. М. /Игровые экологические занятия с детьми [Текст]- Минск: Асар, 1996. - 128 с.
  7. Никитина Б. А. /Развивающие экологические игры в школе и не только [Текст]- Самара,1996. - 240 с.
  8. Саломахина Г. И. /Наблюдения за сезонными изменениями в природе детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Зима. [Текст]. - Волгоград, 2005. - 49с.
  9. Глобальный экологический кризис - мифы и реальность [Текст]// Қосымша бiлiм және тәрбие. - 2006. - № 4 - 101 с.

Семинар-деловая игра №3.

для воспитателей

«Экологические наблюдения и эксперименты в мини-центре»

Ответственный методист МЦ:

Шершнёва Н.Ю.

Декабрь 2015 г

Цель:

Совершенствовать знания педагогов по организации исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное

сотрудничество между педагогами ДМЦ. Сформировать практические навыки у воспитателей по экспериментальной деятельности в ДМЦ

Ожидаемый результат: Повысится уровень педагогической культуры воспитателей.

Подготовка к семинару – практикуму:

    Подобрать вопросы для деловой игры и видеоматериал, составить конспект.

    Подготовить пособия к организации и проведению семинара.

    Педагогам:

Подготовить раздел «Руководство дидактической игрой» в Методических рекомендациях к программе воспитания и обучения в детском саду под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.

Подготовить предметно – дидактическую игру экологического содержания для детей предшкольного и старшего дошкольного возраста;

Придумать сказку экологического содержания по темам:

«Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь», инсценировать ее.

План деловой игры:

    Вступительное слово. «Роль экологического воспитания в дошкольном образовании».

    Деловая игра.

1 Задание. Составление слов, имеющих отношение к экологии.

2 Задание. Разгадывание кроссворда.

3 Задание. Ответы на вопросы.

4 Задание . Назватьэлементы предметно – развивающей среды мини-центра, используемые для экологического воспитания дошкольников.

5 Задание. Игра « В саду, в поле, в огороде».

6 Задание. Определить высказывание на экологическую тему, подходящее к карточке.

7 Задание. Блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

8 Задание. Работа в лаборатории.

9 Задание. Обыгрывание экологических сказок по темам: «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь».

Ход семинара:

Вступительное слово. Ответственный воспитатель Мусабекова О.Н.

Эту истину знаю от роду

И ее никогда не таю:

Кто не любит родную природу,

Тот не любит отчизну свою!

На современном этапе экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые социальные проблемы; как мировоззрение человечества. Этот аспект, необычайно важный из-за ухудшающегося состояния окружающей среды, нашел свое отражение в понятиях «экологическое образование и воспитание», «экология души», «экология человека» и некоторых других.

Уверены: в настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области ни специализировался педагог.

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы. Поэтому воспитатель любой содержательный материал, будь то математические задачи, тексты по развитию речи или задания для художественного творчества, должен оценивать с позиций их соответствия требованиям экологического образования. При этом необходимо учитывать, какое сознание будут формировать данные задания у детей, насколько биологически грамотно они составлены, какие возможности предоставляют для систематизации знаний о природе.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировидения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания. Кроме того, любая программа предусматривает ознакомление дошкольников с окружающим, неотъемлемыми частями которого являются мир природы и среда, созданная человеком. В любой программе обязательно поднимаются вопросы антропогенного воздействия на природное окружение. А это обязательная часть экологической образовательно-воспитательной работы, нацеленной на развитие экологически мыслящей личности.

Методист: Прошу каждого участника семинара подойти к магнитной доске и выставить на нее фишку: если вы считаете себя вполне компетентным в вопросах экологии – зеленую; если хотели бы уточнить некоторые вопросы – желтую; если испытываете некоторые затруднения при планировании и проведении занятий на эту тему – красную.

Методист. На доске рядом с фишками зеленого цвета мы видим 4 красные фишки и 8 желтых. Я думаю, тема сегодняшнего семинара выбрана правильно.

Что же такое экология?

Слайд1 «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

Задание 1.

В качестве небольшой разминки мы предлагаем вам, объединившись в пары, выбрать набор карточек с буквами определенного цвета, из которых надо составить слова, имеющие отношение к экологии.

НАБЛЮДЕНИЕ КИСЛОРОД

СООБЩЕСТВО ЭКСКУРСИЯ

ЛАБОРАТОРИЯ НАСЕКОМЫЕ

МИНЕРАЛЫ РАСТЕНИЯ

Задание 2. А сейчас объединитесь в группы в зависимости от того, какого цвета буквы вы использовали, собирая слова.

(2 группы рассаживаются за столики определенного цвета).

Для того, чтобы выполнить следующее задание, каждая команда выберет конверт с заданием.

(2 конверта содержат задание: «Разгадай кроссворд» (см. приложение 1)

2 другие – с надписью на конверте внутри «Ассоциации», внутри этого конверта – еще один, в котором написано имя человека)

Методист. Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветет как роза», «работает как лошадь», «устала как собака» и.т.д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к тому человеку, чье имя указано в конверте, не называя его.

Педагоги составляют рассказ, используя предлагаемый план (см. приложение 2), остальные участники пытаются догадаться, о ком идет речь.

Затем проверяется кроссворд, разгаданный педагогами другой команды.

Методист. Что ж, устали вы чуть- чуть?

Предлагаем отдохнуть!

Музыкальная пауза.

Все участники рассаживаются на свои места.

Задание 3.

Методист. Экологическая культура –это не только эмоциональное восприятие,

(умение увидеть сломанную ветку дерева, разоренный муравейник, желание помочь живому существу), но и конкретные действия.

«Никогда не поздно посадить деревце: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки посаженного растения», - писал М.Пришвин.

Формирование бережного отношения к окружающей природе способствует привлечение дошкольников к посильному труду. Какие формы работы можно использовать, решая задачи:

- воспитание экологической культуры;

- формирование навыков взаимодействия с растениями и животными?

Ответы.

воспитание экологической культуры: содержание в порядке территории мини-центра; посильная помощь в очистке близлежащих участков (леса, парка, берега реки); реставрация книг (экономное природопользование)

формирование навыков взаимодействия с растениями и животными:

уход за домашними животными и комнатными растениями; работа в цветнике и на огороде; посадка деревьев и кустарников.

Задание 4 .

Методист. Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в мини-центре создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

Назовите элементы предметно – развивающей среды мини-центра, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

Задание 5.

Методист. А сейчас мы предлагаем вам снова побыть детьми. Поиграем в игру

« В саду, в поле, в огороде».

Каждый участник берет карточку, и, в зависимости от того, к какой группе относится его растение, занимает место за своим столиком. Участники, чьи карточки оказались пустыми, садятся на свои места.

(Формируются 2 группы по 2 человека).

Методист. Американский эколог Барри Коммонер так сформулировал основные принципы экологии:

ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ;

ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ;

ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ;

ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Придумайте примеры, подтверждающие эти высказывания.

(Участники команд в течение трех – пяти минут выполняют задание).

Пример: «ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ»

С давних пор по местным рекам Вели и Ваге сплавляли лес. Реки были полноводными, в них было много рыбы.

В результате варварских вырубок окрестных лесов реки обмелели, лес по ним не сплавляют, в них стало гораздо меньше рыбы. Вырубка лесов вызвала сокращение рыбных запасов.

(Примеры на другие высказывания в Приложении 3).

Задание 6.

Методист.

Рассмотрите таблицу. Определите, к какому подходу при оценке значимости природы для человека относятся высказывания на вашей карточке. (Ответы обсуждаются)

Экологический подход

Традиционный подход

Человек – часть природы

Мир – для человека

Мера вещей – уникальность жизни

(экоцентризм)

Человек – мера вещей

(тропоцентризм)

Согласование потребностей человека с экологическими требованиями

Технологический расчет пользы природы, ее утилитарная ценность.

Уважение ко всем формам жизни

Человек – хозяин, царь природы.

Высказывания:

    Природа (лес) дает нам ягоды, грибы, поэтому мы должны её беречь.

    Дубравы имеют большое хозяйственное значение, потому что у дуба ценная древесина.

    Грибы бывают съедобные, условно съедобные, несъедобные, ядовитые.

    Надо помогать природе, улучшая её, приумножая богатства.

    Культивирование почвы.

    Выращивание культурных растений.

    Срезание веток, сбор гербария, отлов диких животных для наблюдения в детском саду.

    Природа – дом для живых существ, в том числе и для человека.

    Дерево – дом для различных видов животных.

    Деревья имеют большое значение для очищения воздуха.

    Древесные грибы: их значение, связь с деревьями, животными.

    Люди должны учитывать законы природы, действовать в их рамках.

    Самоценность каждого организма в природе, его место в пищевых цепочках.

    Акцент на общение с объектами естественной природы.

    Организация наблюдений за объектами непосредственно в природе.

Задание 7.

Методист. Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Предлагаем вам небольшой блиц-конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».

Мы напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

- Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Из березы течет много сока – (к дождливому лету).

- С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

Может быть кто- нибудь из вас напомнит другие приметы?

Задание 8.

Методист. А сейчас посмотрите, пожалуйста, каким номером обозначен стул, на котором вы сидите.

При помощи лотереи мы определим участников для выполнения следующего задания.

(Номера, которые вытянет любой из присутствующих, называются. Выходят педагоги, которые сидят на стульях с данным номером).

Методист. Работа в лаборатории способствует развитию у дошкольников интереса к исследовательской деятельности, формированию естественно-научного мировоззрения. Превращаясь в «ученых», дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения.

Ваша задача, выбрав себе двоих помощников:

а) по фото (или видеоматериалу) определить тему, по которой проводится опыт и сформулировать цель его проведения;

б) с помощью подготовленных для вас оборудования и материалов провести опыт, назвав так же тему и цель.

Участники вытягивают задание (а или б), подбирают себе помощников и

Выполняют в течение 5 минут.

Задание 9.

Методист. Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Домашним заданием было придумать сказку экологического содержания по темам: «Вода», «Земля», «Воздух», «Огонь».

(Участники обыгрывают подготовленные сказки).

Методист. Вот и подошел к концу наш семинар – практикум. Оцените степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета: красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии»,; желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»; зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».

Воспитатели выполняют задание.

Ваша самооценка показывает, что вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили никого из вас равнодушными способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии.

Приложение 1

Кроссворд

«Природа вокруг нас».

Э

К

О

Л

О

Г

И

Я

1. Необратимое историческое развитие живой природы.

2. Невидимое живое существо.

3.Растения, которым земная атмосфера обязана появлением свободного

кислорода.

4.Состояние погоды известной местности относительно жары и стужи,

сухости, сырости, длительности времен года и пр.

5.Шестиногий «хозяин земли».

6.Смена мест обитания животных.

7. «Двоякоживущие» (земноводные).

8. Лесные этажи.

Приложение 2.

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются

у вас:

Со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

С природным явлением;

С животным (зверь, птица, насекомое);

С растением (дерево, кустарник, цветок);

С минералом.

Приложение 3.

Все связано со всем.

Пример дан выше.

Все куда - нибудь девается.

Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесенный в землю, увеличивает ее плодородность и урожайность растений.

Все что-нибудь да стоит.

Чтобы чего-нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того, чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.

Природа знает лучше.

Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам .

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

v Развивать познавательный интерес у педагогов;

v Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

1. Актуальность проблемы.

2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”.

3. Задание «Рассуждай-ка».

5. Консультация для воспитателей: «Формирование у детей экологических представлений через проектную деятельность »

6. Это интересно знать.

Ход семинара

– занятия (познавательные, комбинированные, комплексные),

– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

– целевые прогулки на природе, походы,

– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,

– рассматривание картин из жизни диких животных, художников, и др.,
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т. д.,– беседы и разговоры с детьми на экологические темы,

– сбор коллекций, семян, камней, листьев,

– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и тд),

– опыты, поисковая деятельность,

– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций,

– экологические тропы,

– игры (подвижные. дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”,

– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику,

– работа с календарями природы, дневниками наблюдения,

– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные. домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).

Критериями сформированного осознанного и активного гуманного отношения к природе являются:

1. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту.

3. Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

10. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

На отношение детей к природе влияет пол, индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки. Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами.

Мы с родителями можем проводить собрания, консультации, семинары, Дни открытых дверей, праздники и досуги (“День Земли”, “Весенние посиделки”, “День птиц” и др.),оформлять экологические стенды (статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома), составление в течение нескольких лет альбома “Я и природа” (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца), совместные с родителями акции, фотовыставки, создание экологической газеты и тд.

2. Задание «Рассуждай-ка».

1. Почему Красную книгу называют красной, а не зелёной? (красный цвет - сигнал опасности)

2. Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка - дневное животное, а жаба - ночное)

3. Можно ли пингвина назвать птицей, а дельфина – рыбой? (Пингвин – птица, дельфин - - млекопитающее)

4. Есть ли у комара зубы? (есть и не мало, 22)

5. У кого уши на ногах? (у кузнечика)

6. Кто пьёт ногой? (лягушка)

7. Кто плуг на голове носит? (лось, олень)

8. Какие птицы зимой потомство выводят? (клесты и зимородки)

9. Чем скрепляют пчёлы и осы свои соты? (слюной)

10. Почему белые медведи не могут жить в лесу? (потому что питаются они только рыбой)

11. Чем ёж на медведя похож? (зимней спячкой)

12. Кто всю жизнь проводит в движении? (акула)

13. Сколько крыльев у жука? (2 пары)

14. У кого язык длиннее туловища? (у хамелеона)

15. Что у лягушки с языком не так? (он прикреплён задом наперёд)

16. Зачем кашляют рыбы? (очищают жабры от ила)

17. Когда на деревьях появляются почки? (осенью)

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы. Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и огород на окне, и экспериментально-исследовательская зона и т. д.

«Что должно быть в природном уголке?»

Игрушки (аналоги животных)

Ведро детское (1-2 л)

Лейка детская (1-2 л)

Лопатки-рыхлители, палочки

Опрыскиватель

Щеточки, широкие кисточки

Фартуки клеенчатые/ тканевые

Уголь древесный

Совки для мусора

Календарь наблюдений за неживой природой

Набор картинок: животные, птицы, насекомые, цветы(растения), овощи, фрукты, времена года

Оборудование для игр с водой

Детские работы соответствующей тематики

Детская литература

Секаторы или ножницы

Гербарий

1-я младшая группа

Аквариум (золотая рыбка, карась)

Комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра: бальзамин , фикус, хлорофитум, кливия, бегония.

Овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, яблоко)

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал (домашние животные, книги с иллюстрациями животных)

Материал для проведения элементарных опытов (песок, формочки)

Лейки, деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки

2-я младшая группа

Аквариум (1-2 золотые рыбки, карась)

Комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра: бальзамин, фикус, примула, герань, колеус, бегония.

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал с изображением диких и домашних животных, птиц (курица, утка, голубь, воробей, синица, снегирь), книги с иллюстрациями животных и птиц.

Альбомы «Времена года»

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки для песка, снега и льда)

Материал для развития трудовых навыков: шишки, веточки, желуди, флакончики, крышки

Инвентарь: лейка, деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведерки

Средняя группа

Аквариум (разновидности золотой рыбки, кроме вуалехвоста и телескопа, карась)

Комнатные растения 5-6 видов: бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула

Овощи и фрукты (огурец, помидор, морковь, капуста, яблоко)

Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде

Календари погоды и природы

Наглядный иллюстративный материал: времена года, наборы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы» и др.

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, мерные стаканчики, глина, песок)

Материал для развития трудовых навыков: природный (шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки) и бросовый материал (флакончики, крышки, коробочки)

Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.

Старшая группа

Аквариум (вуалехвост, телескоп, монетка, гуппи, меченосец, скалярия)

Комнатные растения 7-8 видов по 2-3 экземпляра: бальзамин, фикус, кливия, герань, бегония, примула, традесканция, драцена, колеус, плющ, комнатный виноград

Овощи и фрукты (огурец, помидор, лук, картофель, свекла, морковь, капуста, репа, болгарский перец; яблоко, груша, слива).

Осенние листья, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде

Календарь погоды

Наглядный иллюстративный материал: времена года, наборы по темам: «Животные», «Птицы», «Растения», «Животные жарких стран» и др, альбомы, рисунки и поделки детей)

Дидактические игры

Материал для проведения элементарных опытов (сосуд с водой, формочки, мерные стаканчики, лупа, глина, песок, земля).

Материал для развития трудовых навыков: природный: шишки, веточки, желуди, ракушки, камушки, семена растений) и бросовый (флакончики, крышки, баночки, коробочки).

Инвентарь: лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, ножницы для обрезки растений ящики и стаканчики для посадки рассады

Это интересно знать. Чтобы экологическое состояние планеты было лучше, прежде всего, надо начать с себя и с соблюдения законов охраны природы . Они звучат так:

Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:

Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.

Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.

Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.

Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы.

Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта , когда ночь и день делят сутки пополам.

Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами сада.

Задачи:

    Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

    Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

    Развивать познавательный интерес у педагогов;

    Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

План семинара-практикума:

I . Экологический тренинг для педагогов (Книс А.Н.).

    Представление названия команды.

    Разминка.

    Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду» (Рогаткина О.Ю.).

    Решение педагогических ситуаций

    Загадки на тему “С днем рождения, земля!” (Рогаткина О.Ю.).

    Творческое задание.

    Музыкальный конкурс (Валеева Л.Ю.).

    Мастер – класс (Мосейкина С.А.).

    Выставка дидактических игр по экологии.

II . Итоги.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас пройдёт семинар-практикум на тему: «Экологический мост».

Для того, чтобы было удобно обращаться к командам, предлагаю в течение 1 минуты посовещаться и придумать экологическое название команде и нарисовать эмблему.

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача – формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача – формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом.

    Разминка.

    И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

    Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

    Почему на Ваш взгляд, экологическим воспитанием надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

    Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

    Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

    Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

    Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
    (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

    Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

    Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)

    Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)

    Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

    Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)

    Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

    Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

    Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

    Наличие как можно большего числа видов растений и животных;

    Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);

    Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

    Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых);

    Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

    Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

    Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы;

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

1.3.Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду», который проведёт с вами Рогаткина Ольга Юрьевна.

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

    Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

    Уж на дороге греется – (перед дождем).

    Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

    Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

    Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

    Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

    Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

    С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

    Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

    Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

    Ворона кричит зимой – (к метели).

    Лягушки квакают – (к дождю).

    Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

    Около луны звезда народилась – (к потеплению).

1.4 . Решение педагогических ситуаций .

Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

1.5. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать загадки на тему «С днем рождения, земля» (Рогаткина О.Ю.)

1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг (солнце).

2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне (лед).

3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (луна).

4. Бежит по снегу, а следу нету (поземка).

5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками (месяц).

6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем (роса).

7. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется… (эхо).

8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (дождь).

9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается (вода).

10. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди (тень).

11.Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется (родник).

12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу (листок).

13. Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи (ноябрь).

14. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (зима).

15. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (осень).

16.Белый, словно молоко, все кругом заволокло (туман).

17. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (лето).

18. Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (сентябрь).

1.6. Творческое задание.

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее “прочитать”.

1 .Весна красна цветами, а осень пирогами .

2.Увидел грача – весну встречай.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

5.Любишь кататься – люби и саночки возить.

6.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7. Яблоко от яблони недалеко падает.

1.7 .Музыкальный конкурс (Валеева Л.Ю.).

Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.

А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса “Лебедь”). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (лебедь).

1.8. Мастер- класс от Мосейкиной С.А.

Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами - это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.

Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами (педагоги выполняют задание).

1.9. Выставка Д/игр по экологии (определить победителя)

Заключение:

На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.

И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть выставку, Д/игр по экологии, которые пригодятся вам в работе. Ознакомьтесь, пожалуйста. Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Приложение. Решение педагогических ситуаций.

На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…».

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала: «Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Во время дневной прогулки Настя заигралась в песочнице и когда воспитатель позвала детей собирать игрушки, она не слышала. Построив детей, воспитатель повела их в детский сад. Настя увидела, что дети уходят, и побежала вслед за строем и упала. Раздался громкий плач (у ребенка серьезная травма).

Назовите ошибки воспитателя. Действия педагога далее.

gastroguru © 2017