Русская народная рубаха мужская рисунок. Символизм традиционной русской рубахи. Крой древней рубашки

для мужчины состоял из подпоясанной рубахи, которая носилась навыпуск, и портов (штанов). Русские рубахи были абсолютно одного покроя и у знати, и у крестьян. О том, что из себя представлял основной элемент русского гардероба, мы расскажем в этом материале.

Была основой гардероба как для мужчин, так и , вне зависимости от благосостояния, социального статуса, семейного положения и региона Российской империи. Первая рубашка появлялась у младенца сразу после рождения: первую пеленку мальчику делали из рубахи отца, - из рубахи матери.

Первые детские рубашки также старались шить из рубах родителей. Славяне считали, что так энергия предков передастся малышам и защитит их. До определенного возраста одежда мальчиков и девочек выглядела одинаково и представляла собой длинную косоворотку. На трехлетие дети получали свою первую рубаху из новой ткани.

М. Громыко. Мир русской деревни


По сути косоворотка представляла собой два соединенных полотнища - на груди и на спине, которые соединялись на плечах двумя текстильными четырехугольниками. Этот универсальный крой использовали и для дорогих горничных рубах, и для повседневных крестьянских рубах. Разница была лишь в ткани, из которой шили изделия.

В традиционные вшивали подмышками квадратные ластовицы для того, чтобы готовое изделие не стесняло движений. Кроме того, по бокам вшивали треугольные клинья. Длина рукава была разной - в зависимости от назначения готового изделия.

Русская косоворотка, вид спереди и сзади

Воротника либо не было вообще, либо он был стоячим - круглым или четырехугольным. Чтобы он держал форму, под ткань зашивали берестяную или кожаную основу. Разрез на груди был либо по центру, либо сбоку (косоворотка). Застегивался он на пуговицу или завязывался тесемками.

Некоторые истории считают, что рубахи с косой застежкой стали носить из-за того, что в прямой разрез выпадал нательный крестик на веревочке или цепочке.

Русский крестьянин носил рубаху в качестве верхней одежды, богатые люди и представители высших сословий - в качестве нижней. Князья и бояре дома надевали особую шелковый рубаху - горничную.

Русские рубахи как правило были домоткаными, поэтому были естественных цветов хлопка, льна и т.д. С распространением текстильных мануфактур и фабрик, а также ростом доступности красителей, русские стали носить рубахи разных цветов - белые, синие, красные...

Главное украшение рубахи - , которые пускали по вороту, нижнему краю изделия, и концам рукавов. Эти места украшались неслучайно. Традиция украшать вышивками одежду вышивками именно в этих местах восходит к дохристианским славянским верованиям. Наши предки считали, что через отверстия в одежде к человеку могут проникнуть злые духи и навредить ему. Кроме того, через главное отверстие - горловину - улетает душа, когда человек умирает.

Славяне верили, что обереги, вышитые в виде орнаментов на одежде, защитят владельца от сглаза, болезни, несчастного случая и помешают душе улететь. Каждый элемент вышивки носил глубокое символическое значение. И хотя изначальный смысл украшений сейчас потерян, некоторые из этих элементов используются до сих пор.

Мастерская Ангел создает разнообразные в русском народном стиле. Рубахи из габардина, креп-сатина и хлопка будут служить по несколько десятилетий, если за ними бережно ухаживать. В каталоге представлены изделия с напечатанным на ткани рисунком, а также с декоративными вставками из платковой ткани с павловопосадским узором, парчи, яркого креп-сатина, многие рубахи декорированы цветной тесьмой и вышивкой.

Типы женских рубах в русском народном костюме

Много сотен лет русский человек считал рубашку одним из самых главных и важных предметов одежды. «Рубаха» — древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды. По мнению исследователей, это слово произошло от слова «руб» — кусок, обрывок ткани.

С рубашкой у русского человека было связано множество примет: свою рубашку нельзя было продавать, потому что вместе с ней можно было продать своё счастье. Испортив рубаху, можно было навести порчу на её владельца. Свадебной, венчальной рубашке приписывались целебные свойства.

Крестьянские женские рубахи XVIII, XIX и даже начала XX века удивляли ценителей традиции и красоты: зачастую они украшались вышивками и были настоящими произведениями искусства.

Традиционно одежда делилась на будничную, обрядовую и праздничную. Будничные рубахи делали из простых тканей и украшали скромнее. Обрядовые рубашки шили из качественного холста или дорогих тканей, и в них дольше, чем в остальных, сохранялись архаичные крой и вышивка.

До XX века в деревнях сохранялась традиция на сборы урожая и общие покосы надевать жнивные, покосные рубахи. Костюм просватанной девушки и свадебная одежда в некоторых местах достаточно долго сохраняли древнейшую рубаху - долгорукавку.

В крестьянской среде всегда следили за модой, поэтому праздничные рубашки шили из новых дорогих тканей нередко с использованием городских элементов кроя и украшения; рукава праздничных рубашек, как правило, были очень пышными. В воскресные дни, собираясь в храм, всегда старались надеть чистую праздничную рубаху.

Русские женские рубахи были цельными и составными. Цельные рубашки шили из целых продольных, чаще четырёх, полотнищ ткани. Их называли по-разному: исцеленница, целошница (Архангельская губ.), проходная (Вологодская губ.), цельная, одностенная (Калужская, Орловская губ.). В XIX веке такие рубахи встречались нечасто, в основном как обрядовые свадебные или погребальные. Составные рубахи разделялись на верхнюю и нижнюю часть. Верхняя часть (на севере её называли «рукава», «воротушка», на юге - «станушка», «чехлик») была видна из-под сарафана или понёвы, поэтому её делали из качественной льняной или конопляной, а потом и хлопчатобумажной или шёлковой ткани. Нижнюю часть (на севере - «стан», на юге - «подстава») шили из плотного домотканого холста. Большинство рубах XIX-XX века были составными. Крой женских рубах чрезвычайно многообразен. В большинстве случаев они кроились весьма экономично, при этом почти не оставалось обрезков-отходов, так как модулем кроя являлась ширина ткани.

Рубахи состояли из нескольких прямоугольных и клинообразных деталей. Перед (из одной детали или двух полочек), а также спинка - составляющие основу рубахи, в большинстве случаев кроились так, чтобы долевая нить располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширялся при помощи боковых полотнищ или клиньев.

Рукава почти всегда пришивали под прямым углом к центральным деталям рубахи. Долевая нить рукава в деталях тоже, как правило, располагается вдоль руки. Рукава русских традиционных рубах могли быть зауженными книзу с помощью одного или нескольких клиньев, широкими, заканчивающимися манжетами или узкими обтачками.

У большинства рубах присутствовала ластовица. Эта деталь, квадратная или клиновидная, располагалась под рукавом, обеспечивая свободу движения руки.

В основе классификации традиционных женских рубах лежит способ кроя горловины рубахи.

Самой архаичной считается рубаха туникообразного кроя . Подобный крой встречается у многих народов, в нашей традиции он долго сохранялся также и в таких женских одеждах, как глухой сарафан, завеска и нагрудник. Центральное полотнище такой рубахи перегибалось пополам, образуя перед и спинку. На сгибе прорезалось отверстие и разрез ворота. В XIX веке и в начале XX века они встречались достаточно редко в качестве обрядовой, исподней, старушечьей или смертной рубахи.

Самыми распространёнными были рубашки с поликами - плечевыми вставками, расширяющими горловину рубахи и соединяющими детали переда и спинки. Нередко полики выделяли контрастной тканью или вышивали. Существуют варианты названия этой детали: ластовка, верхняя ластовица.

В русских рубахах встречались прямые и косые полики. Бытовали два варианта рубахи с прямыми (прямоугольными) поликами.

Первый вариант представляют рубахи с прямыми поликами , пришитыми параллельно утку основных деталей стана . Прямоугольные полики пришивали к верхним срезам деталей переда и спинки. На стан шло четыре полотнища домотканого полотна или два - покупного, более широкого. Это самый распространённый тип рубахи: он бытовал в северных, центральных губерниях, на некоторых территориях Орловской, Калужской, Тульской, Ря-занской, Воронежской, Курской губернии. Вместе с русскими этот тип рубахи «переехал» на Урал и в Сибирь, бытовал как основной у старообрядцев Алтая.

Второй вариант - рубахи с прямыми поликами, пришитыми параллельно основе стана . Прямоугольные полики пришивали к боковым срезам деталей переда и спинки. Как правило, станы холщёвых рубах шили также из четырёх полотнищ. До наших дней сохранилось немного таких рубашек, большинство из которых праздничные. Рубахи этого вида встречались в Воронежской, на северо-западе Курской, в Рязанской, Московской губернии, у населения верх-ней Оки.

Разновидностью рубашек с прямыми поликами были рубахи со слитными поликами. В них рукава выкраивались с выступом, который играл роль полика.

Косой полик имеет форму трапеции, сшитой из двух частей. Косые полики острыми углами вшивали в вертикальные разрезы или швы, сделанные в деталях переда и спинки. Подобные рубахи носили с понёвами в Брянской, Орловской, Калужской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Курской губерниях, и на юге Нижегородской.

В XIX - начале XX века был широко распространён крой рубахи, при котором в образовании ворота участвовали перед, спинка и широкие рукава. Рубашки такого кроя называют бесполиковыми . Они, как правило, шились из широких покупных тканей (кумача, коленкора, ситца и других). Бесполиковые рубахи носили с круглыми сарафанами позднего кроя.

Рубахи на кокетках стали распространенными во второй половине XIX- начале XX века. Встречалось несколько разновидностей подобных рубах. Первая, и, вероятно, более ранняя, встречается в поморском женском костюме: небольшая кокетка с разрезом - возможно, сохранившийся фрагмент обрядовой туникообразной рубахи, бытовавшей когда-то здесь у старооб-рядцев. Вторая разновидность этого типа рубах, предположительно, появилась под влиянием городской моды. Кокетки у таких женских рубах состоят из нескольких деталей, есть плечевой шов, рукава таких рубах с окатом, у них может отсутствовать ластовица.

Как и вся традиционная одежда, крой и вид русских женских рубах формировались в строгом соответствии с нравственными нормами русского крестьянского общества, с учётом природных и климатических условий той или иной местности нашей страны. Вид женской одежды, и рубахи в частности, максимально соответствовал типу женской фигуры, внешности и особенностям характеров русских женщин, украшая их внешний вид и незатейливый быт.

Крой женских рубах северных и южных губерний России и их конструктивные особенности :

Рассмотрим конструкции рубах на основе конкретных этнографических образцов. Образцы принадлежат двенадцати губерниям России, из которых 5 относятся к северному региону, 7 - к южному. Для северных губерний характерно ношение рубах с сарафанами или юбками, крой самих рубах - без поликов, с прямыми поликами или на кокетке, по длине они могли быть от очень коротких (т.н. рубаха «рукава», «воротушка») до длинных («рукава» со станом).

В южных губерниях рубахи носили, как правило, с поневой - распашной поясной одеждой, что обуславливало длину рубах (не выше линии бедер). По способу кроя у южных великоруссов были известны два вида рубах: с прямыми и косыми поликами (последняя для них особенно характерна).

Представленные ниже в таблице схемы в определенной степени характеризуют многообразие способов кроя рубах и позволяют сделать выводы о значении отдельных конструктивных элементов.

При построении схем использованы следующие условные обозначения .

Элемент на чертеже

Обозначение

Элемент на чертеже

Обозначение

Деталь кроя

Сборка буфами

Линия середины переда и спинки, плечевого перегиба

Линия перегиба детали

Надсечка

Посадка на детали

Сборка на кулиску

I. СЕВЕРНЫЕ ГУБЕРНИИ РОССИИ

1. Бесполиковая праздничная ("троицкая") девичья рубаха-воротушка

(село Безводное Нижегородского уезда Нижегородской губернии, XIX - нач.ХХ в.)

Эскиз

Конструктивные особенности

2. Женская рубаха на кокетке (Пермская губерния, конец XIX - начало ХХ в.)

3. Рубаха "рукава" со станом (г.Каргополь Каргопольского уезда Олонецкой губернии, ХХ в.)

4. Праздничная девичья рубаха "рукава" со станом (Нёнокский посад Архангельского уезда Архангельской губернии, начало ХХ в.)

II. ЮЖНЫЕ ГУБЕРНИИ РОССИИ

5. Женская рубаха "вышитые рукова" (деревня Алешня Болховского уезда Орловской губернии, начало ХХ в.)

Функциональное и декоративное значение элементов кроя рубах

Форма русской рубахи отражает потребности среды ее носителей и является результатом длительного социального отбора. Крой рубахи удивительно мудр и рационален. Для него характерна прямолинейность; каждая основная деталь с прямыми линиями кроя, а также и полики, клинья, ластовицы рукавов не только несли конструктивные и эстетические функции, но и способствовали экономии ткани. Несмотря на кажущуюся простоту, геометричный крой позволял создавать сложные объемные формы, обеспечивающие максимальное удобство в носке и подчеркивающие красоту, статность и дородность носительницы.

Стан . Конструктивное членение рубахи в основном зависело от ширины холста. Ширина холста и экономичность кроя определяли линию притачивания рукава и длину плечевых срезов. При применении более широкой ткани плечевой срез удлинялся довольно значительно, и линия притачивания рукава иногда принимала горизонтальное положение. При использовании узкой ткани плечевой срез удлинялся незначительно, а линия проймы принимала вертикальное положение и прямоугольную форму.

Иногда верх рубахи и стан шились как два самостоятельных предмета, что было продиктовано соображениями экономии: «верхов», на которые ткани шло немного, было несколько у каждой женщины, а стан пришивался к тому, который собирались надеть.

Полик . Функциональность народной одежды в первую очередь обязана полику. Конструктивная функция полика играет важную роль в одежде: он расширяет верхнюю плечевую часть рубахи, отчего ворот ее собирается в мелкие сборки; помогает сбалансировать прямой крой рубахи на любую фигуру независимо от размера; размеры полика способствуют увеличению или уменьшению объема рубахи; также полик создает направление рукаву, обеспечивает его поворот и динамичность.

Эстетическая сторона полика проявляется в определении места его положения и величины отделки, взаимосвязанной с ним. В рубахах с прямыми поликами характерной отделкой являлся сам полик, выполненный из кумача, набивных ситца, сатина либо из вставок узорного ткачества. Полики по швам украшались вышивкой, кружевом, тесьмой и т. п. В рубахах с косыми поликами украшались места соединения полика со станом, зрительно отделяя полик от рукава, обрисовывая стан фигуры. Вышивка и цветные вставки располагались на рукавах низко, почти на линии локтя.

Рукав . Форма рукавов могла быть различной: они делались прямыми или суживающимися к кисти, пышными у плеч или у запястья, длина варьировалась от ¾ до чрезмерной, почти до пола. Разнообразие форм обеспечивалось множеством различных способов кроя. Часто рукав представлял собой цельную прямоугольную деталь. Бытовали кошеные рукава - из одного кошеного полотна или из полотна и одного или двух срезанных с него клиньев. Так называемые рукава-«кули» состояли из двух прямых полотен разной длины, углы большего из которых закладывались «кульком». Существовали и другие разновидности.

Разнообразны и варианты оформления низа рукавов: сборка под узкую обшивку, манжеты и оборки разной ширины, отделка вышивкой, кружевом, тесьмой, «зубчиками».

Форма рукавов, включая оформление низа, значительно влияла на силуэт костюма в целом, а отделка гармонично вписывалась в общую концепцию изделия, придавая ему строгий или торжественный вид.

Ластовица. Вставка подмышками была нужна для того, чтобы укрепить место соединения рукава с боковым полотнищем рубахи и позволить руке свободно двигаться при выполнении традиционной крестьянской работы. Иногда ластовица могла быть цельнокроеной с клином рукава. Часто ластовицу выкраивали из ткани другого цвета, нежели основная, создавая этим дополнительный цветовой акцент в общей композиции.

Горловина . Женская рубаха, в отличие от мужской, обязательно имела сборки у ворота. Сборчатый ворот создавал мягкое движение ткани на стане, свободно драпирующей женскую фигуру. Линия горловины подчеркивалась узкой обшивкой. Стойки и планки, оформляющие разрез переда, обычно богато декорировались и выполняли роль активного центра композиции, подчеркивали симметричность изделия. В бесполиковых рубахах широкий кареобразный вырез, создаваемый сосборенными краями рукавов и переднего и заднего полотнищ, избавлял от необходимости делать разрез.

Боковые вставки и клинья . Придавали дополнительный объем изделию, косые клинья, к тому же, обеспечивали расширение книзу.

Кокетка. Отрезная деталь - кокетка, или пелеринка, способствовала уменьшению объема у горловины рубахи, а также позволяла закладывать мелкими складками или фигурными сборками переднее и заднее полотнища и рукава в месте соединения с ней.

Понимание конструктивно-декоративной роли каждого элемента кроя костюма дает возможность переосмыслить их значение в контексте современной моды, сохранить или утрировать его, создавая модели одежды, в которых органично переплетаются дух современности и неповторимый национальный колорит.

Праздничная («троицкая») рубаха

Описание праздничной («троицкой») рубахи, бытовавшей в селе Безводном Нижегородского уезда Нижегородской губернии в XIX - начале ХХ в.: рубаха является составной частью девичьего костюма Нижегородской губернии, надеваемого на церковный праздник Троицу. С рубахой надевали косоклинный (позже - круглый) сарафан из дорогого шелка, украшенный золотым позументом или бахромой. К сарафану в обязательном порядке полагалась шелковая или парчовая нагрудная распашная одежда, называвшаяся по-разному: «душегрея», «епанечка», «холодник», «кафтанчик». Ансамбль дополнялся головным убором «повязка» и нагрудным украшением «ожерельи».

Отличительной особенностью рубахи является густая ручная сборка по горловине и по низу рукавов и искусно отделанные вручную манжеты.

Современные блузы с элементами фольклорного стиля, включающие принципы народного кроя и отделки

На основе данных исторического исследования и изучения модных тенденций последних сезонов современные модельеры разрабатывают блузы с элементами фольклорного стиля, включая принципы народного кроя и отделки. На рисунках представлены эскизы модельера-конструктора Лаптевой А.Ю., разработанные под руководством искусствоведа Дедковой Нины Николаевны.

Самое большое впечатление в музее Глазунова на моего сына произвела картина "Гусляр", где музыкант одет в русскую вышитую рубаху. Сын заказал сшить такую же "вышиванку", мечтает носить и соединяться с корнями предков. К работе следовало приступить вооружившись теорией.

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл. См. Статью


Мужские рубахи на Руси шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон и такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Причём в декоре состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

На Руси испокон века находились умельцы, которые ткали и пряли из всего, что под руку попадалось: из иван-чая, репейника, лопухов, лебеды и даже вареных сосновых иголок. В старину известна была так называемая «лесная шерсть» - волокнистый материал, извлекаемый из сосновых иголок. Для получения «сосновой шерсти» иглы распаривали, вываривали в щелоке, расчесывали, отмывали и сушили. Полученное волокно шло на изготовление теплых вязаных вещей. «Сосновая» одежда считалась не только теплой, но и очень полезной, предупреждающей ревматизм. Особенно если холст ткался из...КРАПИВЫ.

Волокна крапивы гораздо мягче, тоньше, шелковистей и эластичней конопляных, дешевле по выращиванию и производству, чем льняные

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой: защищала наиболее уязвимые части тела - шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, низ рукавов, подол рубахи. Они и являются местами традиционного расположения орнамента. Ластовица также могла являться цветной декоративной деталью. Наряду с узорным ткачеством и вышивкой в качестве декора широко применялись тесьма, блестки, позумент, пуговицы, бисер, полоса кумача. По богатству украшений мужская праздничная рубаха иногда не уступала женской.



Рубаха часто соотносилась с судьбой, долей человека. Так, у восточных славян известно поверье, что продать Рубаху — значит продать свое счастье. В Польше (Покутье) в новую Рубаху обязательно заворачивали хлеб, чтобы тот, кто будет носить ее, никогда не был голодным. Поляки также верили, что если на нитках, которыми шьют Рубаху, завязываются узлы, то она будет изношена в здравии, если же нитки не путаются, не завязываются, то хозяин Рубахи умрет, не износив ее.

До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. А также архангельские БРАННИЦЫ - это разновидность рубахи коклюшницы. Рукава украшали узорами в технике браного ткачества. Название древнего ремесла Браное ткачество происходит от процесса работы. Чтобы соткать полотно (например, полотенце), мастерице вручную приходилось брать - перебирать - сотни ниточек, опуская и поднимая челнок. А цветов при изготовлении браных полотенец использовали только два - красный и белый. Реже вышивались белым по белому.


Ворот рубахи

Ворот - рубаха, непосредственно прилегавшая к телу, шилась с бесконечными магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Так, когда кроили ворот, вырезанный лоскут непременно протаскивали внутрь будущего одеяния: движение «внутрь» обозначало сохранение, накопление жизненных сил, «наружу» - затрату, потерю. Этого последнего всячески старались избегать, чтобы не навлечь на человека беду.

По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Застёгивали ворот на пуговицу. Пуговицы в археологических находках преобладают бронзовые и медные, но исследователи полагают, что металл просто лучше сохранился в земле. В жизни наверняка чаще встречались сделанные из простых подручных материалов - кости и дерева.

Легко догадаться, что ворот был особенно «магически важной» деталью одежды - ведь именно через него в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать, ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержавшей - конечно, у тех, кто был в состоянии себе это позволить, - золотое шитьё, жемчуг и драгоценные камни), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды - «ожерелье» («то, что носят вокруг горла») или «оплечье». Его пришивали, пристёгивали или вовсе надевали отдельно. В разделе Украшения подробнее рассказано об охранительном смысле украшений и о том, почему при маломальском достатке люди старались обзавестись золотом и благородными камнями и не прятали их в сундук, а размещали на одежде и на собственном теле.


Древнерусские мужские рубахи были прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).

На холщовых рубахах проставки, отделка ворота, рукавов и низа рубахи делались из кумача, Отделка выполняла как декоративную функцию, так и символическую - как оберег. Верх рубахи делался на подкладе.

Мерки:
Длина Изделия - от середины шеи, по спине, на 20-25 см выше колена. Объем Шеи, Длина Руки - от шеи до середины запястья, Объем Кисти - меряется с подогнутым большим пальцем.


Раскрой рубахи: См. рис. 18. Ткань - домотканый холст (ширина 40см).

Расход ткани 3.5м.

Все детали кроятся по прямоугольникам. Становина выкраивается вдоль ткани из цельного полотнища, отмеряется 2 Длины Изделия (перегибается пополам). Длина бочка = Длина Изделия - Длина проймы. Ширина бочка -1.5 полотнища - 40см+20см, на худого мужчину - 40 см. Ширина рукава 60см. Длина рукава = Длина Руки - Ширина Плеча (на 48-50 размер длина рукава 70-72см). На рукав -1.5 полотнища (40см+20см). Глубина Проймы - 30см, если рукав без сборок, 25 см + 10 см, если со сборками на плече (10 см на сборки, 5 см спереди, 5см сзади). Ластовицы 15х15 см или 20х20см.

Последовательность шитья рубахи:
1. Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.

2.Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.

3. Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.

4.Нашить становину на рукав, рукав на бочок.

5. Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.

Б. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

7.Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

8. Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.

9. Обработать низ рубахи. Отделка "полянкой" рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.


Отделка "кержацкой" рубахи отличалась Застежкой на правую сторону, вышивкой в квадрате по переду, и вышивкой проставки из тканья. Свадебная рубаха украшалась ещё и мелким кружевом на конце рукава. Низ рукава отделывается кумачом или контрастной тканью, позднее - тесьмой, или по складкам. Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.


Раскрой рубахи с кокеткой:
См. рис.20 Ткань - сатин (ширина 60см). Расход ткани 3.5м. Кокетка кроится вдоль ткани, длина 50см (перегибается пополам). Ширина бочка 30см, если мужчина полный, то можно 60см. Воротник
- стойка высотой 4-4.5 см. Планка шириной 2.5-З см - отделка на вырез. Рукава из целого полотнища с треугольным или трапецевидным клином (шир. 15 см).

Последовательность шитья:

1. Сшить полотнища рукавов. Собрать складки на плечах односторонние или встречные. Шов на рукаве расположить на переднюю сторону.

2.Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.

3. Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.

4. Ластовицу вшить "в надсечку". На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

5. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

6. Пришить воротник и планку. Сделать вышивку. и Обработать низ рубахи.

Отделка рубахи

Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.

На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5x15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.


5.

Погуляв по просторам интернета, с сожалением отметила, что если выкройка традиционной славянской рубахи и есть, то внятного описания по ее пошиву я найти не смогла. Поэтому, что бы восполнить такой, как мне кажется не мало важный, пробел в информации, выкладываю выкройку народной рубахи и рассказываю как сшить мужскую рубаху.

Мужские традиционные рубахи были обычно туникообразными. Они шились из полотнища ткани перегнутого пополам — так сразу образовывалась спинка и перед. Посередине делалось круглое отверстие для головы и небольшой надрез посередине переда. К верхней части перегнутого пополам полотнища пришивались рукава длинные, сужающиеся к запястью. С боков в стан рубахи вшивались два куска холста-бочки — они могли быть прямыми или косыми.

Между рукавами и бочками под мышкой вставлялись ромбические или квадратные куски ткани — ластовицы,которые иногда выполнялись из другой ткани и другого цвета. Ластовицы обеспечивали свободу движения. А так же их легко было заменить в случае износа на новые. С изнаночной стороны мужской рубахи в верхней ее части подшивалась подоплёка. – второй слой ткани, который предохранял от испревания и продлевал срок ношения рубахи.

Будничные рубахи не орнаментировались, праздничные имели вышивку по подолу, низу рукавов, воротнику. Мужская рубаха носилась на выпуск и обязательно подпоясывалась.

Материалы, которые нам понадобятся:

  1. Льняная ткань 2 м при ширине 150 см.
  2. Нитки мулине, если предусмотрена вышивка 3-4 мотка
  3. Швейные нитки в тон ткани
  4. Пуговица

Технология изготовления:

  1. Выкроить детали с учетом долевой нити:

Центральное полотнище – 1 деталь со сгибом по утку

боковые клинья – 2 детали,

ластовицы – 2 детали,

рукава – 2 детали (перед раскроем лучше еще раз снять мерку: от края плеча и вниз до начала большого пальца на руке.)

  1. Обработать разрез у горловины бейкой.
  2. Обработать горловину рубахи бейкой или оформить маленький воротник-стойку.
  3. Притачать детали рукавов к рубахе, совместив середины боковых сторон центрального полотнища рубахи и середину верхних срезов рукавов.
  4. На деталях боковых клиньев в верхней части по центру сделать разрез длиной 10 см (по размеру ластовицы), затем притачать боковые клинья к спинке и полочке рубахи, верхние срезы боковых клиньев соединить с деталями рукавов.
  5. Втачать ластовицы (две стороны ластовицы соединяются с разрезами в боковых клиньях, две другие – со срезами рукавов).
  6. Стачать швы рукавов, обработать низ рукавов швом «вподгибку с закрытым срезом».
  7. Обработать низ рубахи швом «вподгибку с закрытым срезом».
  8. На горловине оформить застежку из нитяной петли и пуговицы

Выполнять ВТО (влажно-тепловая обработка) швов на каждом этапе.

Друзья, новая подробная статья с фото в помощь многим людям, которые делают первые шаги по шитью своими руками русской народной традиционной одежды и, в частности, русской народной мужской рубахи

Статья написана по материалам мастеркласса группы =Возрождение родных традиций=Воронеж= в сети «Вконтакте»
Благодарим Наталью Колесникову и Анну Березнякову!

Для шитья рубахи понадобится около двух погонных метров льняной ткани, весьма желательно чистой и без примесей. Ширина полотна может быть как 1,4 метра, так и 1,5 и 1,6 метра — какую найдёте.
Швейная машинка с набором ниток, хорошие ножницы, мелок или карандаш, булавочки.

Ткань желательно замочить в горячей воде, чтобы она дала усадку. После высушить и отутюжить. Разложить ткань на ровной поверхности по длине.

Необходимо отмерить (предварительно замерив любимого мужчину) и изготовить детали.

Например при росте 1,80 можно смело отрезать все 2 метра (по длине ткани), а ширину рубахи можно отмерить — просто приложив к ткани ту вещь (свитер, рубаху), которую он носит и в которой ему комфортно. Добавьте 2 сантиметра на швы и можете кроить.

Заранее подберите тесьму (бейку, вьюнок), контрастную ткань и приложите к ткани.

Итого у вас получается: одна становина (длинный прямоугольник), два рукава (длина примерно 63-65 сантиметров (лишнее уйдет в подгиб), а ширина стандартная 42+2 сантиметра на швы (потом рукав складывается вдвое и прошивается, но это потом). И две ластовицы 12х12 сантиметров.

Складываем становину по длине, а потом по ширине. Точно сводя уголки и «плечевой верх». Наша задача определить на верху центр и вырезать ровненько горловину.

На фото ткань сложена вчетверо (в длину, потом в ширину). Отмеряем и отрезаем. Сначала можно приблизительно начертить закругленный уголок.

Отрезали горловинку, сразу протаскиваем её внутрь через образовавшуюся прорезь и откладываем в сторонку — по традиции для сохранения энергии в рубахе.

Вот так, как на фото.

Далее прочерчиваем горловинку глубже (это вырез спереди) и аккуратно и ровненько отрезаем уже одну ткань (а не две и не четыре). Загибаем и симметрично дорезаем. Т.е. спереди у нас вырез получается глубже и удобнее, чем сзади. Пусть пока это будет не большое отверстие — голова в него проходить не должна, так как для этого еще будет сделан разрез.

Вырез готов. Если будете делать воротничек-стойку, то вырез должен быть гораздо меньше, практически по шее.

Обмеряем вырез горловины сантиметровой лентой для того, чтобы раскроить косую бейку (её можно и купить, но мне не нравится покупная тем, что она узковата).

Выкраиваем косую бейку. можно на контрастной ткани, как у меня. располагаем метр или линейку по косой (примерно под углом 45 градусов) и очерчиваем длину горловины. А шириной она будет 5-6 сантиметров.

Вот, что у нас получилось. Косая бейка. Пара ластовиц и обтачка (примерно 15х13 сантиметров)

Обрабатываем края всех деталей, кроме горловины и косой бейки. Хорошо оверлоком, но можно и простым зигзагом, как на фото.

Находим у неё (обтачки) центр (важно, чтобы он совпал с центром рубахи). Кстати, вырез может быть и с боку, для этого нужно передвинуть обтачку в право. Однако, в данном примере, вырез по центру.

По бокам чертим две линии на расстоянии примерно 1 сантиметр.

Ровно прострачиваем по прочерченным боковым линям. Напоминаем — все это на лицевой стороне рубахи! И вместе с нижней тканью становины делаем разрез по центру обтачки, такой глубины, какой необходимо сделать глубину выреза.

Не доходя до края простроченной линии 1 сантиметр останавливаемся и делаем боковые надрезы прямо в самые уголки. Очень важно прорезать до самого-самого уголочка (НО! НЕ ПРОРЕЗАТЬ НИТКУ). Далее выворачиваем на изнанку и с лицевой стороны прошиваем.

Теперь, как раз самое время нашить тесьму, если она будет, чтобы концы её «спрятать» под бейку, которую мы сейчас будет пристрачивать.

Приложите косую бейку к краю горловины с лицевой стороны (оставив её краешек 2 сантиметра) и приколите её булавочками. Когда будете прикалывать хорошенько её натягивайте, это делается для того, чтобы воротничек имел форму.

Пришейте. Это будет выглядеть примерно так. Обратите внимание, чтобы с обеих сторон ширина строчки была одинакова (примерно 1 сантиметр или «на ширину лапки»)

Подгибаем косую бейку два раза вовнутрь (к изнанке)так, чтобы она закрыла первый шов и прострачиваем с лица очень аккуратно, стараясь попасть в русло (т.е. в стык). Этим швом мы должны закрепить полностью косую бейку уже в сложенном виде.

Таким образом доходим до конца. Проверяем — совпадают ли у нас по ширине два края.

Проверяем так же везде ли мы с изнанки «захватили»- прошили подвернутую бейку. Если не везде, то подшиваем, если надо распарываем и прострачиваем еще раз.

Края подрезаем до 1,5 сантиметров и заправляем вовнутрь, удобно это делать ножницами, как на картинке. позже туда пришиваем пуговичку и петельку.

Сшиваем рукава, одновременно притачивая к ним ластовицы.

Складывая вдвое рукав сразу подкладываем в него ластовицу к самому краю. Соединяем строчкой края рукава, но дойдя до подложенной внутри ластовицы замедляем скорость машинки и уходим к краю ткани (не застрачивая ластовицу, а останавливаясь у самого её края).

Поднимаем иголку (если надо поднимаем и лапку), отгибаем один край рукава и механическим движением руки направляем иголочку уже в край ластовицы. И от края плавно закругляем строчку ровно вверх. Обрезаем нитку.

Скрепляем другой, верхний край рукава с краем ластовицы. Поворачиваем рукав и уже сверху прошиваем его вместе с ластовичкой также закругляя к низу. Дело тонкое и требует сноровки. На это надо обратить особое внимание внимание, чтобы под мышкой потом не оказалось дырки.

Таким же образом «разделываемся» и со вторым рукавом и ластовицей!

Вот, что должно получиться.

Теперь находим центр плеча на рукаве и на становине. Для этого складываем её по длине и отмечаем верхние крайние точки-плечи и прикалываем туда по булавочке. Рукав должен быть вывернут на лицевую сторону.

Совмещаем места, куда приколоты булавочки на рукаве и на становине. Кладем их ЛИЦОМ к ЛИЦУ (то есть лицевыми сторонами друг к другу. Это очень важно, иначе рукав может оказаться пришитым во внутрь!

gastroguru © 2017