Праздники в начальной школе весна. Сценарий. Заключительное стихотворение праздника

Сценарий праздника Весны для младших школьников

(Дети свободно стоят в зале. В руках - весенние цветы, зеленые веточки.)

Ученик 1.

Где ты, солнышко, проснись!

Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала,

Кап-кап-кап! Весна настала!

Ученик 2.

Идет матушка-Весна, отворяй ворота!

Первым март пришел, белый снег сошел!

Ученик 3. А за ним и апрель - отворил окно и дверь!

Ученик 4 . А как пришел май - солнце в дом приглашай!

Ученик 5.

Светлеет небо, тает снег,

Мы вам расскажем о весне!

(Дети поют песню о весне.)

Ведущая. Сегодня на улице я встретила воробья, он так обрадовался и запел: «Мяу, мяу!» Что? Не так? А как поет воробей? Правильно, воробей чирикает. Воробей был смелый и пел так.

(Появляется Воробей, поет.)

Воробей.

Эй, бескрылый человек!

У тебя две ножки!

Хоть и очень ты велик,

Тебя едят мошки!

А я маленький совсем,

Зато сам я мошек ем!

Ведущая. Пел воробышек и выпал из окна, а кошка тут как тут! Давайте поможем воробышку спастись!

(Проводится игра «Поймай воробышка». Дети становятся в круг, выбирают «воробья», «кошку». «Воробей» в кругу, «кошка» - за кругом. Она пытается вбежать в круг, поймать «воробья». Дети не пускают.)

Ведущая. Ребята, каких птиц, вестников весны, вы знаете? (Зяблик, грач и др.)

(Выходит Зяблик, на голове шапочка.)

Зяблик.

Самой раннею весной

Запоет певец лесной.

Это зяблик распевает

Про любимый край родной!

Зяблик первый узнает,

Что весна-красна идет!

(Выходит Грач.)

Грач.

Всех перелетных птиц черней,

Он чистит землю от червей,

Вдоль по пашням мчится вскачь,

А зовется птица - грач!

Ученик 1.

Готовы скворечники, можно селиться,

Готовы дома-терема!

Летите, веселые птицы,

Скорей занимайте дома!

(Проводятся игры.)

«Займи домик»

Дети разбиваются на пары, берутся за руки - это домики. Группа детей - птички, их больше, чем домиков. Птички летают. «Закапал дождик», птички занимают домики. Кому не хватило домика, выбывают из игры, потом меняются с детьми - «домиками».

«Воробей, чирикни!»

Один ребенок сидит на стульчике спиной к детям. Ведущая выбирает «воробья», который подходит сзади к сидящему, кладет руки на плечи. Тот говорит: «Воробей, чирикни!». «Воробей» чирикает: «Чик-чирик!» Сидящий угадывает, кто это.

(Исполняется песня о птицах.)

Ведущая. А как же звери зимовали? Давайте, ребята, попросим их рассказать.

(Выходят Медведь, Заяц, Лиса.)

Медведь.

Без заботы и тревоги

Спал медведь в своей берлоге!

Вдруг проснулся косолапый,

Слышит - каплет, вот беда!

Вылез он и видит - лужа!

Тает снег, пришла весна!

3аяц.

Звери в лесочке дрожали зимой,

Некуда было им деться!

Лиса.

Пляшут от радости звери -

Солнца так много в апреле!

(Звери исполняют веселую польку. На метле влетает Баба-яга.)

Баба-яга. Расплясались! Сейчас соберу с ваших лиц улыбки, будете плакать! Позову злую Тучу, она вам покажет!

(Свистит. Плавно входит Туча.)

Туча.

Этот свет - мне лютый враг!

Напущу я тьму и мрак!

Не люблю я в мире жить,

Да и вам не дам дружить!

(Выбегают «лучики» с цветными лентами, исполняют танец. По окончании музыки выходит Солнышко.)

Солнышко.

Я солнышко лучистое, Тепло и свет несу, Улыбки возвращаю вам, И радость всем дарю! (Звучит музыка Вивальди «Весна». Дети-лучики, кружась в танце, выталкивают Бабу-ягу и Тучу из зала.)

Ученик 2.

Солнце светит и смеется,

А на землю дождик льется!

Ученик 3.

Дождик, дождик! Поливай!

Будет хлеба каравай!

Ученик 4.

Будут булки, будут пышки,

Будут вкусные ватрушки!

(Исполняется песня о дождике. Выходит Солнышко: в руках большой, яркий цветок, в нем - угощения.)

Солнышко.

Солнышко не хмурится,

С вас не сводит глаз,

Потому что Солнышку

Нравится у вас!

Примите угощение!

Ведущая.

Спасибо, Солнышко!

Мы весну, ребята, встретили,

Танцевали и играли.

Нам с весною было весело,

И она осталась с нами!

Каменская О.С.,методист по фольклору Волховского МУ «Межпоселенческое социально-культурное объединение районный дом культуры»

ВСТРЕЧА ВЕСНЫ. ПТИЧИЙ ПЕРЕПОЛОХ

Познавательно — развлекательная программа для детей

Действующие лица:
Сказительница,
Вссна-Красна,
6 девочек.

Атрибутика: Жаворонки 6 штук, веревка, шарики из поролона, 2 коробки, 2 обруча.

Сказительница . Долго длится зимняя пора в России. Уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой ожидаем мы прихода весны. С какого месяца начинается весна? (с марта). А в старину март называли зимобор, протальник, сухий, берёзозол. Весна наступает в марте робко, делает первые шаги неуверенно. Чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали ещё один обряд — закликания весны. О весне складывали стихи, пели песни, посвящали ей хороводные гуляния, призывая сё поскорее растопить зимний снег. Этот обряд проводили 22 марта. Какое явление приходится на этот день по природному календарю? (День весеннего равноденствия). С весной просыпаются первые цветы. Какие весенние цветы вы знаете? (подснежники, тюльпаны, мимоза). И к вам пришли девицы-красавицы как весенние цветочки, чтобы с песнями-веснянками весну закликать, зиму провожать.

Выбегают девочки.

1 девочка. Благослови, мати, зиму провожати,
Зиму провожати, весну закликати.
2 девочка. Пусть зима уходит впрок,
Весну пустит на порог!
3 девочка . Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря.
4 девочка . Надоела ты нам и наскучила,
Наши рученьки приморозила.
5 девочка . Нам, зима, ты надоела,
И весь хлеб у нас поела.
6 девочка. Все дрова у нас пожгла.
С крыш солому унесла.
1 девочка. Нет ни хлеба, ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
2 девочка . Чай я выпила, сахар съела,
Самовар на кол надела.
Сказительница. Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года. Девочки песню споют «Весняночку», а вы подпевайте.

Девочки (танцуют и поют).

А уж солнце красное припекло, припекло,
А повсюду золото разлило, разлило.
Ручейки весенние все журчат, все журчат,
Журавли курлыкают, все летят, все летя г.
Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке.
Расцвели подснежники да в леске, да в леске,
Ой, солнышко-батюшко, угоди, угоди.
А землица-матушка уроди, уроди.

Входит Весна.

Весна. Здравствуйте! Так хорошо вы меня звали, что я не могла пройти мимо. Сказительница. Ребятишки старались поговорить с весной как с добрым и щедрым другом.
1 девочка . Весна-красна, где ты бывала?
Весна . В лесу зимовала, огород городила,
Капусту садила, цветы заводила.
2 девочка. Весна-красна, на чём пришла?
Весна. На сохе, на бороне, на жердочке, на бороздочке.
На ржаном колоске, на пшеничном пирожке.
3 девочка . Весна-красна, что ты нам принесла?
Весна. Соху, борону и кобылку ворону,
Солнца клочок и соломки пучок.
Хлебушка краюшку и водицы кружку.
Грачи летят, на всю Русь трубят:
«Чу-чу, чу-чу, мы несём весну!»
Сказительница. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики, и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
Девочки. Мороз-Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру-поздорову.
Весна. И мы вам предлагаем поиграть, зиму задобрить. Цветочки вам помогут, покажут, как играть.

Игра «Угощенье для зимы».

Две команды добегают до корзины с шариками и кидают по одному в обруч
или коробку. Выигрывает та команда, которая больше закинет шариков.
Весна. Молодцы! Мороз наелся, до будущего года теперь уйдёт и зиму уведёт.

Сказительница. О приближении весны мы догадываемся по тому, что день становится длиннее, птицы возвращаются из дальних стран к себе на родину. Каких птиц — вестников весны, вы знаете? (Грач, скворец, ласточка, жаворонок, зяблик, журавль).
Весна . Сбирались птицы,
Сбирались певчи Стадами, стадами.
Садились птицы,
Садились певчи Рядами, рядами.

Угадайте, что это за птииы были?

1 девочка . Чёрный, проворный, кричит «крак!», червякам враг (грач).
2 девочка. Спереди у птички шпильце, позади у птички вильце.
Сама птичка мала, а за морем была (ласточка).
3 девочка . Села птичка на суку и поёт: «Ку-ку, ку-ку» (кукушка).
Сказительница. Больше всего крестьяне любили звонкого певца жаворонка, который своими трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. А 22 марта в каждом доме пекли из теста птичек-жаворонков, мазали их сладким душистым мёдом. Также жаворонков делали из глины, тряпок и бумаги, украшали позолотой. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывали вверх свои фигурки птиц, и пели песенки-заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну красную поскорее прийти на землю.
Весна. Давайте и мы разделимся на две команды и сделаем жаворонков.

Игра «Сделай жаворонка».

Две команды рисуют жаворонка, раскрашивают, вырезают.

А теперь возьмем своих жаворонков в ладони, будем слегка подбрасывать их вверх, а девочки петь песенки-заклички. (Ребята берут жаворонков в руки и подбрасывают под песни девочек).
1 девочка . Чувиль, чувиль, жавороночек,
Прилети к огням, принеси ты нам
2 девочка Весну-красну, красно солнышко,
Тепло летушко, зелёный покос!
3 девочка . Жаворонки, прилетите,
Красну весну принесите.
4 девочка . Принесите весну на своём хвосту,
На сохе, бороне, на овсяном снопе.
5 девочка . Жаворонушек на проталинке распевает,
Он зовет весну красную, вызывает.
6 девочка . Не летать снегам в чистом поле, растопились,
Буйной реченькой в сине море укатились.
Весна . И весна откликалась, на зов людей пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях водили первые хороводы.
Сказительница. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества
— солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода- круг.
Весна . Собирайся, детвора, хоровод водить пора! (все становятся в хоровод).

Хоровод «Земелюшка-чернозём»

1. Земелюшка-чернозём, земелюшка-чернозём,
Чернозём, чернозём, земелюшка-чернозём.

2. Тут берёзка выросла, гут берёзка выросла,
Выросла, выросла, тут берёзка выросла.

3. Под берёзкой травушка, под берёзкой травушка.
Травушка, травушка, под берёзкой травушка.

4. На травушке цветики, на травушке цветики,
Цветики, цветики, на травушке цветики.

5. Тут ребята гуляли, тут ребята гуляли.
Гуляли, гуляли, тут ребята гуляли.

6. Рвали цветы со травы, рвали цветы со травы,
Со травы, со травы, рвали цветы со травы.

7. Плели венки из цветов, плели венки из цветов,
Из цветов, из цветов, плели венки из цветов.

Сказительница. Апрель, апрель, на дворе звенит капель. В апреле просыпаются могучие силы природы — расцветают они первыми нежными цветами, поднимаются они сладким берёзовым соком. Есть у апреля и другие названия — цветень, березень. День в апреле заметно прибавляется, солнечное тепло землю балует. А 2 апреля празднуется день птиц.
Весна. Матушка, сказительница, жаворонков мы позвали, а про остальных птиц забыли. Сейчас мы с ребятами споём такие заклички. Разделимся на 10 групп. Девочки помогут каждой группе разучить куплет заклички.

1. Кулик из-за моря лети, лети на поле.

2. Журавль-длинношейка, курлычь ты хорошенько.

3. Ты зяблик-свистелка, лесная свирестелка.

4. Галки, галки, принесите по палке!

5. Голубочки, голубочки, принесите по клубочку!

6. Кукушки, кукушки, принесите по мотушке!

7. Синицы, синицы, принесите по спице!

8. Канарейки, канарейки, принесите по швейке!

9. Чечетки, чечетки, принесите по щетке!

10.Утки, утки, дуйте в дудки.

И все вместе скажем: «Неси весну на волю, неси весну в подоле» (Дети повторяют). Весна. А сейчас мы поиграем в игру «Каркуша».

Игра «Каркуша».

Все разделитесь на два круга. Правую руку в центр круга. Двигаемся по кругу и говорим такие слова:
«Каркуша, каркуша, каркуша, дорогой! Каркуша, каркуша, каркуша, милый мой!». Один человек у нас КАРКУША. Он может в любой момент крикнуть «КАР», после чего все быстро должны найти себе пару из другого круга. КАРКУША тоже ищет себе пару. Кто остался без пары, тот становится КАРКУШЕИ.

Сказительница. Молодцы! А весной приходило время выгонять на пастбища коров, коней, овец, коз. И первый раз выгоняли скот с помощью веточки пушистой вербы. А хозяйка пекла особые пряники - в виде лошадок, которые полагалось прикреплять над воротами крестьянского двора. Считалось, что такие пряники оберегают животных. Девочки. Пряничный дружок, сбереги нашу кормилицу В поле и за полем, в лесу и за лесом,
Под светлым месяцем, под красным солнышком,
От волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого.
Сказительница . Что ещё принимались делать люди весной?
Весна. Главное — ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Сказительница. Это сейчас людям на помощь пришли умные машины. А раньше землю пахали плугом да сохой.
Весна. Девочки вам загадки загадают, а вы попытайтесь разгадать.
1 девочка . Бабушка Андревна, сгорбившись, стоит.
Ноженьки в земелюшке, рученьки раскинула — всё хочет схватить (соха).
2 девочка . Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет (плуг).
3 девочка . Кривой растрепал, а зубастый причесал (плуг и борона).
4 девочка . Отгадайте мою загадку: что за действия в ней описаны?
Кину за грядку я мою загадку.
Лето пройдет — калачом взойдет (посев зерна).
Сказительница . А когда зерна взойдут, про это другая загадка есть:
Зелёная грамотка лежит на черном бархате (всходы на поле).
Весна . Когда сев окончен, то люди ждали, чтобы длинный Митрошка постучался в окошко. Что это? (дождь).
Сказительница . Да, дождь был необходим и желанен. После дождя солнышко должно было осушить и согреть засеянные нивы. А вестником перемены погоды было что? Угадайте, разноцветное коромысло над речкой повисло (Радуга).
Весна . А сейчас мы с вами и начнем просо сеять.

Игра «А мы просо сеяли».

Играющие делятся на две команды и затем, взявшись за руки,
становятся в два ряда, один ряд против другого.
Первая половина поёт:

1. А мы просо сеяли, сеяли,
Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли.

На первой строке куплета первая половина подступает ко второй половине, на второй строке отступают. Вторая половина отвечает с такими же движениями:

2. А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой, Дид Ладо, вытопчем, вытопчем.

1. А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой, Дид Ладо, вытоптать, вытоптать.
2. А мы коней выпустим, выпустим,
Ой, Дид Ладо, выпустим, выпустим.
1. А мы коней выловим, выловим,
Ой, Дид Ладо, выловим, выловим.

Первая половина ловит вторую. Когда всех переловят, игра начинается сначала.

Сказительница . Весной надо всё успевать: и пахать, и сеять, и скот пасти, и дом вести. Вот люди и сложили пословицы да поговорки о труде!

Труд человека кормит, а лень портит.
Была бы охота — наладится всякая работа.

Весна. С трудовыми руками нигде не пропадёшь.
Девочки, а давайте проверим, как ребята знают пословицы о труде.

1 девочка. Без труда… (не выловишь рыбку из пруда).

2 девочка . Маленькое дело лучше …(большого безделья).

3 девочка . Делу — время… (потехе час).

4 девочка. Добрый конец — всему делу… (венец).

5 девочка . Откладывай безделье, да не откладывай… (дела).

6 девочка . Дело мастера… (боится).

Сказительница. А ещё говорили так: «Коли в апреле дождь - будет к осени и рожь. Солнышко пригреет - всё поспеет. Вовремя вспашешь — веселей запляшешь».
Весна. Давайте поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

Дети выстраиваются в колонну по одному. Каждый из ребят кладёт руки на талию стоящего впереди. Сбоку на расстоянии 0,7-0,8 метра кладут веревку. В ходе игры на слове «Ух!» надо всем вместе перепрыгнуть за веревку - «на другой берег ручейка». Тот, кто не перепрыгнет, «наступит в воду и промокнет», выбывает из игры.

Разлился ручеёк, золотой рожок — ух!
Разлился водой, холодной, снеговой — ух!
Разлился водой, прозрачной, ключевой-ух!
По мхам, по болотам, по лесным колодам — ух!

Сказительница. Пусть весна набирает силу, пусть растут светлые дни, а мы им в этом поможем!
Весна. Хоровод заведём, дружно все запоём.
Станем хором ходить да весну веселить!

Хоровод «Золотые ворота».

Post Views: 7 335

«Встреча Весны» сценарий праздника в начальной школе.

Цель: Познакомить учащихся с тремя встречами весны по народному календарю.

1. Дать понятие о старинном весеннем новом годе.

2. Показать, что любимым украшением весенних праздников является образ птицы.

Дети-ведущие, Весна одеты в народные костюмы. Родители организуют выпечку жаворонков.

Ход праздника.

Учитель:

Сегодня к нам на праздник придёт гостья.

Отгадайте, кто она: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (Весна)

Выходят дети в народных костюмах.

1 ведущий

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет, и елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась, но сквозь редеющего сна

Весну послышала она и ей невольно улыбнулась. (Ф.Фет)

2 ведущий

Тропами неторёными – что волнами зелёными –

Идёт Весна, идёт; куда ни глянет красная –

Жизнь ясная, согласная вослед за ней растёт. (А.А. Коринфский)

Учитель:

– Весна – утро года. Дни становятся заметно длиннее, а ночи короче.

Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.

3 ведущий

– Наши предки назвали этот метод сухый (сухий) – в это время года мало осадков, сухо в лесу.

4 ведущий

Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появление проталин.

В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и капельником.

5 ведущий

– Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. 21 марта – день весеннего равноденствия. И в этой нарастающей светлыни дня, слух всё чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Март – время прилёта птиц – грачевник.

Учитель:

А ещё март – зимобор, наследник февраля, ветронос, берёзозол, водотёк, дорогорушитель, свистун, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны. Вот сколько! Названия-то все радостные: так и слышится в них весёлый говорок весенних ручьёв, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.

Это важный погодоуказатель:

Дети:

– На Сретенье небо звёздное – зима не скоро начнёт плакать.

– На Сретенье снежок – весной дожжок.

– На Сретенье капель – урожай на пшеницу.

– На Сретенье впервой весна встречается с зимой.

Учитель:

В стародавние времена, когда человек одушевлял не только всё живое вокруг, но и времена года, зародился обычай в конце зимы звать, кликать весну. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки – заклички. В них они просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну.

Дети-ведущие поют заклички:

1.Грачи-кулички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по полям, по лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки, ножки познобила.

Белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,

3.Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!
4.Снег и холод прочь уходят,
Весну красную приводят,

5.Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Учитель:

– Когда-то, давным-давно, март был не просто первым весенним месяцем, а первым месяцем нового года.

– Есть особый день в марте – старинное весеннее новогодие.

– Это 14 марта – день святой Евдокии, или Евдокия-Весновка. В этот день погоду на весну и лето загадывают.

Дети-ведущие:

–С Евдокии погоже – всё лето погоже.

–На Евдокию каплет с крыш – тёплое лето.

– Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья наестся.

Учитель:

– С Евдокии-Весновки в старину ребятишки начинали кликать долгожданную красавицу-весну. Забирались на пригорки, на крыши, чтобы голос далеко летел, и звали: «Ой, весна-весна, что нам вынесла?»

Дети-ведущие:

– Короб житушка, два – пшеничушки,

– Малым детушкам – по яичушку,

– Красным девушкам – по перстенёчку,

– Молодым молодушкам – по детёнышку,

– Старикам да старушкам по внучоночку!

Учитель:

– Давайте-ка, ребята, зиму провожать, а весну закликать. Повторяйте за мной такие слова:
Солнышко, покажись, Красное, снарядись,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
Сядь на пенек, посвети весь денек!

Выходит Весна с корзиной бумажных цветов

Я – Весна-красна, бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу людям радость я несу.

Ведущий:

Вот пришла весна, золотые ключи,

Ты замкни, Весна, Зиму лютую,

Отомкни, Весна, тепло летечко.

Ведущие и Весна поют песню и водят хоровод

Выпал вешний денёк, на бугре солнцепёк.

Собирайся, собирайся, народ, в хоровод!

Станем кругом ходить да весну веселить,

Хоровод заведём, запоём:

«Здравствуй, здравствуй, весна!

Прилетела весна впопыхах. Разносила красу, зеленила в лесу, на полях.

Вешний воздух, как хмель, и пьянит, веселит, и зовёт в хоровод.

Будем кругом идти, ты весна, заходи в тесный круг.

Улыбнись, озари и цветами весь луг (класс) одари!

Весна стоит в центре хоровода и в конце песни осыпает всех цветами.

Дети становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают один другого руками за пояс и поют:

– Разлился родничок, золотой рожок. Ух!

– Разлился ключевой, ледяной, снеговой. Ух!

– По мхам, по болотам, по гнилым колодам. Ух!

При каждом уханье ребята боком перепрыгивают через ручей на другую сторону.

Кто коснётся воды, тот из игры выбывает. Оставшиеся, самые ловкие игроки, припевая «Ух!», прыгают вместе.

Весна:

– Поиграли, а теперь отгадайте мои загадки:

– Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

– Вёрст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал (Птица, грач)

– Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

– Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Учитель:

– А 22 марта весну встречают второй раз. Эта встреча приурочена ко дню весеннего равноденствия, который отмечают 21марта и дню памяти Сорока мучеников. Праздник второй встречи весны называют Сороки.

– В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков.

– На Руси большой любовью народа всегда пользовался жаворонок. Весной люди с нетерпеньем ждали его прилёта. К этому дню пекли жаворонков из теста. Дети бежали с ними на улицу, в поле, подбрасывали к небу и кричали: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам дай лето!»

Есть легенда о том, откуда взялась эта птица. Бог подбросил вверх кусочек земли, который превратился в жаворонка - серенького, невзрачного, как и сама земля, но с прекрасной, неповторимой песней (Звучит фонограмма песни жаворонка).

В старину, с раннего утра, на Сороки матери обычно пекли для ребятишек печенье в виде птичек, “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, сорок штук. Дети крепили их на прутики, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы и закликали птиц.

Дети-ведущие с бумажными птичками на палочках поют заклички:

1.Жавороночки-невелички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по лесам, по полям разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки-ножки познобила,

белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Жаворонки, прилетите, студёну Зиму унесите,

Красну - Весну принесите: зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И дрова все пожгла, и солому всю пожгла, молоко всё унесла.

3. Жаворонушки! Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки! Нам Весну-красну, да красно летеце.

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

А воды-то попила, да три колодезя.

4. Жавороночек, принеси весну на своём хвосту.

На сохе, бороне, на ржаной полосе, на овсяном снопе.

5. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам – лето!
На тебе сани, а нам – телегу!

6.Ой вы жавороночки, жаворонушки

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье, второе – овечье

А третье – человечье.

7. Приди Весна – Весна – красна!

Со льном высоким, с корнем глубоким

Хлебом обильным!

Весна раздаёт детям испечённых жаворонков.

Учитель:

–Третьей встречей весны считают день 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В старину в этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю. Радуются люди:

–На Благовещение весна зиму поборола.

–На Благовещение дождь – родится рожь.

Учитель:

– Весной обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной. Наши предки встречали весну 3 раза. А связаны эти встречи с православными праздниками. Любимым украшением весенних праздников стал образ птицы.

Литература

    Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков,

М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Состав. Некрылова А.Ф. – Челябинск,1996.

3. Русский национальный календарь. 2006/Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 31»

«ВЕСНА, ВЕСНА, ВЕСНА ПРИШЛА!»

Внеклассное мероприятие

Разработала:

Учитель начальных классов

Кромер М. В.

ПРОКОПЬЕВСК 2013

Ведущий : Добрый день, мои юные друзья! Сегодня мы приглашаем вас в гости к …. Отгадайте, к кому?

Если речка голубая

Пробудилась от сна

И бежит, в полях сверкая, -

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая, -

Значит, к нам пришла … (весна).

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет, -

Значит, к нам пришла … (весна).

Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края. Весна – это прекрасное время года. Это пробуждение природы.

Ведущий: В глубине заснеженного леса на краю поляны стоит старая ель. Вылезла из дупла белочка, села на веточке и загоревала.

Белочка: Что же делать мне? Запасы на исходе, скоро есть нечего будет. Да и шуба пообносилась. Стыдно соседям показаться.

Ведущий: Вот прилетела сорока.

Сорока: Что я видела, что я слышала! Снег подтаял на холме возле медвежьей берлоги. Ужас! Караул! Ручейки побежали, чуть медведя не затопили….

Белочка: Неужели Зиме конец? Соседушка, ты везде летаешь, все видишь и слышишь, может, где Весну встречала?

Сорока: Ну, видеть – не видела, встречать – не встречала, но ручеек прозвенел мне сегодня, что весна близко.

Белочка: Так поспешим ей навстречу.

Ведущий : И они отправились вдвоем.

Белочка: Видишь ли ты Весну, соседушка? Видишь ли ты Красную?

Ведущий: Вдруг они увидели, как на небе появилось круглым блином румяное Солнышко.

Белочка: Здравствуй, Солнышко! Здравствуй теплое! Спешим мы Весне навстречу. Ты высоко сидишь, все видишь, лучи свои посылаешь повсюду! Не встречалась ли тебе где-нибудь по дороге Весна – Красна?

Солнышко: Идет Весна дорогами, стелет ковры перед собой зеленые, засевает землю цветами. Скоро здесь будет, а я не успеваю к ее приходу землю приготовить. Каждый день грею все сильней, чтоб снег растопить. Примусь–ка я за работу, некогда мне с вами разговоры разговаривать.

Ведущий: Нагрело Солнышко землю, растопило снег, и потекли со всех сторон веселые ручейки. На поляне появляется Весна-Красна.

Весна: Я иду дорогами, я иду лесами.

Устилаю землю я зелеными коврами.

Ведущий: Высыпали звери на полянку, каждому хочется к Весне поближе стать. Поклонилась Весна зверюшкам и новые шубки у них появились.

Белочка: Спасибо, Весна, за обновку.

Ведущий: Поклонилась Весна Солнышку, и оно протянуло свои лучи в самые дальние уголки леса.

Склонил к земле сырой бутончик

Весенний синий колокольчик

Едва коснулся лучик солнца

Его зеленого стебля

Проснулся первый колокольчик

И встретил день, легко звеня.

1 ученик: Вот и кончилась зима!

От такого счастья

Воробьи сошли с ума –

Всем горланят «Здрасьте!»

Здравствуй, солнце! Чик – чирик!

Капайте сосульки

Воробьиный слышен крик

В каждом переулке.

Ведущий: А какие весенние месяцы вы знаете?

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март).

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель).

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май).

2 ученик: Весна не наступает сразу, она идет медленно, но уверенно, день за днем отогревая от зимы землю и людей.

  1. Не видать ни тропки, ни дороги –

Снег в лесу не тронут и глубок

Спит медведь, сопит в своей берлоге

Где с глубокой осени залег.

  1. Гложет заяц тонкую березку

Робко озираясь на ветру

Застывают на березке слезки,

Искрами сверкая поутру.

  1. Голубеют тихие рассветы,

Стали дни длиннее и светлей.

Солнце греет елки сквозь просветы,

И клесты хлопочут веселей.

  1. Стал закат и ярче, и румяней

И восход верхушки золотит

Вот весна пришла и значит

Солнышко все ярче пусть блестит.

  1. Снежная зима уходит,

Холода с собой уводит.

Ярче солнышко сияет,

Погулять нас приглашает.

  1. Весело звенят ручьи,

Прилетели к нам грачи.

В поле жаворонок запел,

Снег подтаял, почернел…

  1. Ветки вербы распушились.

И подснежники раскрылись.

Наконец пришла она –

Раскрасавица Весна.

Песня «Веснянка» в исполнении 3 класса.

Пришел сегодня день чудес

Пришел он не напрасно.

И вдруг в лесу раздался треск

И ожил день ненастный.

И лес проснулся в тишине

Как будто от печали,

Проснулся он, и в вышине

Вдруг птицы зазвучали.

Звенели отовсюду.

«Весна идет, весна идет,

И ей дорога всюду».

Ведущий: Первыми вестниками Весны были птицы. Они возвращаются в родные края каждая в определенное время. В марте прилетают грачи и скворцы, в апреле – жаворонки, в мае – соловьи, ласточки.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад, вперед по пашне вскачь

А зовется птица…(Грач).

Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения. (Жаворонок).

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (Соловей).

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка).

Сценка «Разговор Сороки и Глухаря» в исполнении 4 класса.

Ведущий: Давайте встретим птиц игрой.

Игра «Птицы»

(Если ведущий называет птиц, дети плавно машут руками, а если не птиц – хлопают в ладоши).

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, галки и стрижи, волки и чижи, аисты, кукушки, плюшки и ватрушки, лебеди и утки, и спасибо шутке.

1 ученик: Идут куда-то облака

Идут…

Идут…

И тронулась река

И ручейки бегут!

И, распустив волосики,

Стоят девчонки – сосенки.

И, растопырив пальчики,

Глядят кусты, как мальчики!

Они бы тут не ждали, если бы могли,

Как бы побежали!

Да ноги приросли.

Девочка: Знаете что, снимите пальто.

Солнышко: Ваши калоши снимите тоже.

Девочка: А то знаете что? Они надоели.

Солнышко: Знаете что? Дни потеплели.

Девочка: Знаете что? Они прилетели.

Солнышко: Знаете что? Они просвистели.

Девочка: Знаете что? Снимите пальто.

1 ученик : Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Игра «Ручеек» (1 класс).

  1. Благослови, мати, зиму провожати,

Зиму провожати, весну закликати.

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустит на порог!

  1. Весна, Весна. Проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила,

Наши рученьки приморозила.

  1. Нам, зима, ты надоела,

И весь хлеб у нас поела.

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

  1. Мороз – Красный нос,

Вот тебе хлеб и овес,

А теперь убирайся

Подобру – поздорову.

Весна: С весной Зимушка повстречалася,

О здоровьице все справлялася,

Ой, здорова будь, Зима снежная.

Зима: Бью челом тебе, Весна теплая.

Расскажи ты мне без утайки:

Почему тебя величают все,

Меня – Зимушку –проклинают все?

Весна: Потому что ты – больно лютая

И холодная и голодная.

Я же – теплая и приветливая.

Все луга и леса орошаю я.

Все луга и леса оживляю я.

Побыла ты, зима, в гостях у людей.

Не пора ли тебе уходить из гостей.

  1. Выгляни, солнышко из-за гор – горы,

Выгляни, красное, до вешней поры.

Видело ль ты, солнышко, девицу-весну.

Видело ль ты, солнышко, злющую зиму.

Как она, лютая, от весны ушла,

В мешке стужу несла,

Холод на землю трясла?

1 ученик: Весна – красна,

Где ты бывала?

Весна: В лесу зимовала,

Огород городила,

Капусту садила

Цветы заводила.

2 ученик: Весна – красна,

На чем пришла?

Весна: На сохе, на бороне,

На жердочке, на борозде,

На ржаном колоске,

На пшеничном пирожке.

3 ученик: Весна – красна,

Что ты нам принесла?

Весна: Соху, борону

И кобылку ворону,

Солнца клочок

И соломки пучок.

Хлебушка краюшечку

И водицы кружечку.

Грачи летят, на всю Русь трубят

Чу – чу, чу – чу,

Мы несем Весну!


Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Сценарий праздника в начальной школе

Встреча Весны

Подготовила: Митина

Людмила Валерьевна,

учитель начальных классов

Липецк 2015 год

Цель: Познакомить учащихся с тремя встречами весны по народному календарю.

1. Дать понятие о старинном весеннем новом годе.

2. Показать, что любимым украшением весенних праздников является образ птицы.

Дети-ведущие, Весна одеты в народные костюмы. Родители организуют выпечку жаворонков.

Ход праздника.

Учитель:

Сегодня к нам на праздник придёт гостья.

Отгадайте, кто она: «Была белая да седая, пришла зелёная, молодая» (Весна)

Выходят дети в народных костюмах.

1 ведущий

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет, и елей ветки шевелит.

Ещё природа не проснулась, но сквозь редеющего сна

Весну послышала она и ей невольно улыбнулась. (Ф.Фет)

2 ведущий

Тропами неторёными – что волнами зелёными –

Идёт Весна, идёт; куда ни глянет красная –

Жизнь ясная, согласная вослед за ней растёт. (А.А. Коринфский)

Учитель:

– Весна – утро года. Дни становятся заметно длиннее, а ночи короче.

Март, мартиус, первый месяц весны, назван так по имени бога войны Марса, который первоначально был богом полей, урожая и скотоводства, мирного труда.

3 ведущий

– Наши предки назвали этот метод сухый (сухий) – в это время года мало осадков, сухо в лесу.

4 ведущий

Протальником звали его из-за быстрого таяния снегов и появление проталин.

В этом месяце сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и капельником.

5 ведущий

– Ярче свет, выше солнце, длиннее дни в первом весеннем месяце. 21 марта – день весеннего равноденствия. И в этой нарастающей светлыни дня, слух всё чаще улавливает разноголосые «птичьи разговоры». Март – время прилёта птиц – грачевник.

Учитель:

А ещё март – зимобор, наследник февраля, ветронос, берёзозол, водотёк, дорогорушитель, свистун, позимник, весновей, весновка, огородник, излом весны. Вот сколько! Названия-то все радостные: так и слышится в них весёлый говорок весенних ручьёв, щебет птиц, нежный шелест молодой листвы.

После долгой, вьюжной зимы, с каким нетерпением и взрослые, и дети ждали тёплую Весну-красну! На Руси по народному обычаю первая встреча весны приходилась на христианский праздник Сретения Господня, 15 февраля.

Это важный погодоуказатель:

Дети:

– На Сретенье небо звёздное – зима не скоро начнёт плакать.

– На Сретенье снежок – весной дожжок.

– На Сретенье капель – урожай на пшеницу.

– На Сретенье впервой весна встречается с зимой.

Учитель:

В стародавние времена, когда человек одушевлял не только всё живое вокруг, но и времена года, зародился обычай в конце зимы звать, кликать весну. Дети сажали фигурки птиц на шесты, подбрасывали вверх и пели песенки – заклички. В них они просили птиц принести ключи – замкнуть зиму и отомкнуть весну.

Дети-ведущие поют заклички:

1.Грачи-кулички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по полям, по лесам разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки, ножки познобила.

Белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит,

3.Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки!
4.Снег и холод прочь уходят,
Весну красную приводят,

5.Прощай, зимушка-старушка,
Ты, седая холодушка!
Учитель:

– Когда-то, давным-давно, март был не просто первым весенним месяцем, а первым месяцем нового года.

– Есть особый день в марте – старинное весеннее новогодие.

– Это 14 марта – день святой Евдокии, или Евдокия-Весновка. В этот день погоду на весну и лето загадывают.

Дети-ведущие:

–С Евдокии погоже – всё лето погоже.

–На Евдокию каплет с крыш – тёплое лето.

– Если курочка на Евдокию напьётся, то овечка на Егорья наестся.

Учитель:

– С Евдокии-Весновки в старину ребятишки начинали кликать долгожданную красавицу-весну. Забирались на пригорки, на крыши, чтобы голос далеко летел, и звали: «Ой, весна-весна, что нам вынесла?»

Дети-ведущие:

– Короб житушка, два – пшеничушки,

– Малым детушкам – по яичушку,

– Красным девушкам – по перстенёчку,

– Молодым молодушкам – по детёнышку,

– Старикам да старушкам по внучоночку!

Учитель:

– Давайте-ка, ребята, зиму провожать, а весну закликать. Повторяйте за мной такие слова:
Солнышко, покажись, Красное, снарядись,
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
Сядь на пенек, посвети весь денек!

Выходит Весна с корзиной бумажных цветов

Я – Весна-красна, бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки, на лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу людям радость я несу.

Ведущий:

Вот пришла весна, золотые ключи,

Ты замкни, Весна, Зиму лютую,

Отомкни, Весна, тепло летечко.

Ведущие и Весна поют песню и водят хоровод

Выпал вешний денёк, на бугре солнцепёк.

Собирайся, собирайся, народ, в хоровод!

Станем кругом ходить да весну веселить,

Хоровод заведём, запоём:

«Здравствуй, здравствуй, весна!

Прилетела весна впопыхах. Разносила красу, зеленила в лесу, на полях.

Вешний воздух, как хмель, и пьянит, веселит, и зовёт в хоровод.

Будем кругом идти, ты весна, заходи в тесный круг.

Улыбнись, озари и цветами весь луг (класс) одари!

Весна стоит в центре хоровода и в конце песни осыпает всех цветами.

Дети становятся друг за другом по одну сторону ручья, обхватывают один другого руками за пояс и поют:

– Разлился родничок, золотой рожок. Ух!

– Разлился ключевой, ледяной, снеговой. Ух!

– По мхам, по болотам, по гнилым колодам. Ух!

При каждом уханье ребята боком перепрыгивают через ручей на другую сторону.

Кто коснётся воды, тот из игры выбывает. Оставшиеся, самые ловкие игроки, припевая «Ух!», прыгают вместе.

Весна:

– Поиграли, а теперь отгадайте мои загадки:

– Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

– Вёрст не считал, по дорогам не езжал, а за морем бывал (Птица, грач)

– Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет, тогда заревет. (Снег.)

– Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Учитель:

– А 22 марта весну встречают второй раз. Эта встреча приурочена ко дню весеннего равноденствия, который отмечают 21марта и дню памяти Сорока мучеников. Праздник второй встречи весны называют Сороки.

– В русском народе повсюду существовала вера в то, что 22 марта, в день Сорока мучеников, из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков.

– На Руси большой любовью народа всегда пользовался жаворонок. Весной люди с нетерпеньем ждали его прилёта. К этому дню пекли жаворонков из теста. Дети бежали с ними на улицу, в поле, подбрасывали к небу и кричали: «Жаворонок, жаворонок, на тебе зиму, а нам дай лето!»

Есть легенда о том, откуда взялась эта птица. Бог подбросил вверх кусочек земли, который превратился в жаворонка - серенького, невзрачного, как и сама земля, но с прекрасной, неповторимой песней (Звучит фонограмма песни жаворонка).

В старину, с раннего утра, на Сороки матери обычно пекли для ребятишек печенье в виде птичек, “жаворонков”, в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, сорок штук. Дети крепили их на прутики, забирались на высокие взгорочки, крыши, заборы и закликали птиц.

Дети-ведущие с бумажными птичками на палочках поют заклички:

1.Жавороночки-невелички, из-за моря летите, весну красную несите.

Лютая зима пристоялась, по лесам, по полям разгулялась.

Холод-стужу напустила, ручки-ножки познобила,

белый снег натрясла, всё тепло унесла!

2. Жаворонки, прилетите, студёну Зиму унесите,

Красну - Весну принесите: зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

И дрова все пожгла, и солому всю пожгла, молоко всё унесла.

3. Жаворонушки! Прилетите к нам да принесите нам,

Жаворонушки! Нам Весну-красну, да красно летеце.

Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,

А воды-то попила, да три колодезя.

4. Жавороночек, принеси весну на своём хвосту.

На сохе, бороне, на ржаной полосе, на овсяном снопе.

5. Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам – лето!
На тебе сани, а нам – телегу!

6.Ой вы жавороночки, жаворонушки

Летите в поле, несите здоровье.

Первое – коровье, второе – овечье

А третье – человечье.

7. Приди Весна – Весна – красна!

Со льном высоким, с корнем глубоким

Хлебом обильным!

Весна раздаёт детям испечённых жаворонков.

Учитель:

–Третьей встречей весны считают день 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В старину в этот день выпускали певчих птиц из клеток на волю. Радуются люди:

–На Благовещение весна зиму поборола.

–На Благовещение дождь – родится рожь.

Учитель:

– Весной обновляется жизнь растений, животных и людей. Именно поэтому с давних пор многие народы России и мира празднуют наступление нового года весной. Наши предки встречали весну 3 раза. А связаны эти встречи с православными праздниками. Любимым украшением весенних праздников стал образ птицы.

Литература

    Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков,

М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

2. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Состав. Некрылова А.Ф. – Челябинск,1996.

3. Русский национальный календарь. 2006/Сост. Н.Е. Екимчева, И.О. Иофина. – М: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 368с.

gastroguru © 2017